Эволюция творчества "маленьких живописцев"
Маленький человек в силу своего возраста ещё не может выразить словами то, о чем, возможно, думает или что хочет сказать, поэтому рисунок для него не является искусством, это для него речь. Во время рисования на второй план уходит всё рациональное, уходят запреты и ограничения, и ребенок становится, абсолютно свободен.
Маленький художник с помощью рисунка демонстрирует сферу своих интересов.
До 3-х летнего возраста в рисунках преобладающими являются линии, круги, черточки, ребенок экспериментирует с карандашом или кистью.
Чаще всего сначала появляется рисунок, а потом малыш рассказывает о том, что это может быть. Замысел рисунка появляется к 4-м годам, в этом возрасте объектом внимания становится человек.
Психодиагностика утверждает, что самой точной и достоверной информацией является рисунок человека.
Разница его со словесной информацией заключается в том, что рисунок надо уметь грамотно прочитать, потому что содержащаяся в нем информация «закодирована».
Используя психологические детские тесты по рисункам специалисты, да и внимательные родители, могут почувствовать настроение малыша, выявить его страхи, скрытое напряжение и, возможно, проблемы психического развития.
Представление о душевном состоянии ребенка хорошо дает рисунок семьи, причем рисунок надо попросить нарисовать так, чтобы все члены семьи занимались каким-либо делом. Лист бумаги и весь набор цветных карандашей или фломастеров, это то, что необходимо для рисования.
В ходе работы ребенка не надо ни торопить, ни комментировать рисунок. Когда работа будет закончена, самое время задать вопросы: кто изображен на рисунке и чем занимается каждый персонаж рисунка.
При анализе рисунка важно помнить, что всё его содержание и качество зависят от возраста художника.
Обычно человек на рисунке 3-летнего малыша изображается «головоногим» существом – голова и тело один «пузырь» с ножками. Иногда может быть нарисована и рожица.
Специалисты считают, что анализировать детский рисунок имеет смысл как минимум у 4-5-летнего ребенка. В этом возрасте человек изображается уже в виде двух овалов с ручками и палочками-ножками.
Голова, туловище, руки, ноги и глаза появляются на рисунках уже 5-летних детей.
В 6 лет к своему рисунку они добавляют нос, рот, пальцы, хотя количество пальцев существенной роли для художника не играет. Критерии умственного развития ребенка на рисунке видны к 7-ми годам, когда маленький художник из виду не упускает такие детали, как шея, волосы, одежда. Руки и ноги изображаются двойными линиями.
Рисунок 1. Детский рисунок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Цветовая интерпретация детского рисунка
Рисуя на листе бумаги, ребенок может пользоваться разноцветными карандашами.
Цвет психология трактует следующим образом - преобладающие в рисунке пастельные тона – голубой, розовый, лиловый говорят о гармонии и свободе личности. Таким малышам необходимы тактильные ощущения, их надо чаще обнимать и целовать.
Преобладание красного цвета говорит об открытости и активности малыша, его возбудимости, непоседливости и даже непослушании – это его индивидуальные особенности, которые не должны вызывать беспокойство. Такой ребенок полон энергии и во взрослой жизни сумеет добиться успеха.
Признаком уравновешенности в психологии является синий цвет, и если ребенок выполняет рисунок в синем цвете, то это говорит о том, что он спокоен и нетороплив.
Об упрямстве и настойчивости рассказывает зеленый цвет. Светло-зеленый оттенок предупреждает о необходимости защиты, темно-зеленый цвет – сигнал для родителей, ребенку необходимо внимание и любовь.
Если в детском возрасте любви и внимания ребенку не хватает, он вырастает замкнутым, поэтому в них необходимо воспитывать открытость и уверенность в защищенности.
Психология детского рисунка говорит о том, что желтый цвет – это цвет маленького мечтателя с живой фантазией и развитым воображением. Такие дети обычно любят играть в одиночестве. В качестве игрушек они могут использовать веточки, камешки, палочки.
Оранжевый цвет, говорят психологи – это цвет сильного возбуждения, ребенка, как правило, сложно успокоить и его энергию целесообразно направлять для помощи родителям, с учетом интереса ребенка.
Цветом чувствительности является фиолетовый цвет, который говорит о творческой натуре с богатым внутренним миром. Такой ребенок легкораним и больше других нуждается в поощрении.
Преобладание в рисунке коричневого цвета является показателем отрицательных эмоций, переживаний, проблем со здоровьем.
О замкнутости и отторжении говорит серый цвет, а черный является цветом стресса, угрозы и даже психологической травмы.
Если в рисунке ребенка преобладающей является темная цветовая гамма, родителям надо обратиться к психологу.
Помимо цвета, который использует ребенок в своем рисунке, важную информацию несет и нажим карандаша.
Психологи рассматривают его следующим образом – робость и пассивность связана со слабым нажимом, постоянное пользование резинкой говорит о неуверенности и тревожности.
Сильный нажим, наоборот, является свидетельством эмоциональной напряженности. Нажим может быть таким, что бумага рвется, а это уже свидетельство конфликтности и гиперактивности.
Анализ рисунка ребенка
Рисунок ребенка необходимо интерпретировать и это могут сделать арттерапевты, психологи, социальные работники, обязательно учитывая при этом возраст малыша.
Эмоциональное неблагополучие проявляется, если нарисованные лица безрадостные или совсем отсутствуют, а также имеют угрожающую мимику и жесты. Однако один такой рисунок не является окончательным приговором ребенку.
Настороженность должны вызвать рисунки, нарисованные в разное время со сходной тенденцией к мрачности.
При анализе рисунка обращается внимание и на его структуру, т. е. реальное изображение на листе бумаги и реальная действительность.
Например, среди членов семьи ребенок изобразил своего младшего братишку, что будет говорить о ревности к нему, о недостатке внимания. Об этом же будет говорить и то, если маленький братик изображен крупнее по размеру, чем сам художник.
При изображении семейного рисунка отсутствует сам малыш, что является признаком одиночества – большой повод родителям задуматься об отношениях в семье.
О взаимоотношениях в семье хорошо говорит расположение на рисунке членов семьи.
Тот персонаж, который нежелателен, из рисунка удаляется, а любимые родственники, например, дедушка и бабушка, могут присутствовать на рисунке, несмотря на то, что живут далеко.
Рядом с собой ребенок изображает самого любимого родственника.
При психологической расшифровке детского рисунка необходимо обратить внимание на занятость изображенных членов семьи. Расположенные близко друг к другу, и вместе занимающиеся каким-то делом, является признаком благополучия в семье, а разрозненность персонажей свидетельствует о семейном разладе.
Родители могут самостоятельно анализировать рисунок своего ребенка, но главное заключается в том, чтобы ребенок рисовал с желанием и не отвлекался, а обстановка была в это время спокойная.
Психологи советуют обратить внимание на следующие факторы:
- какова композиция рисунка – все ли члены семьи нарисованы, в центре или в уголке, хватило ли места для персонажей;
- какова используемая ребенком цветовая гамма;
- детали, на которые ребенок обращает повышенное внимание – руки, ноги, лицо персонажей, одинаков ли при этом нажим карандаша; изображено ли что-то лишнее, например, несуществующее домашнее животное, солнце в комнате, или кого-то из членов семьи не хватает;
- какое место в рисунке ребенок отводит себе, как себя изображает, какие детали выделяет больше;
- в каком порядке рисует малыш членов семьи – первый нарисованный персонаж для ребенка будет главным.