Общее понятие о защитном психологическом механизме отыгрывания
Понятие психического механизма отыгрывания, отреагирования вовне или психологической разрядки характеризуется как процесс бессознательного снятия внутреннего напряжения с помощью поведения, которое реализует тревожный и пугающий сценарий действий за счет смены роли объекта с пассивно-жертвенной на активно-инициирующую возникновение реакции.
Другими словами, можно сказать, что отыгрывание это бессознательное провоцирование человеком развития тревожной или фрустрирующей ситуации с целью смены пассивной роли на активную.
При этом реальные причины и цели отыгрывания зачастую остаются неосознаваемыми человеком и его окружением. Разновидностью отыгрывания является отреагирование – осознанное проигрывание человеком травмирующей ситуации, которая имела место в его прошлой жизни, с целью освобождения сдерживаемых эмоций и их открытого проявления.
Защитный механизм отыгрывания также можно определить как моторную экспрессию, поведение, возникающее у человека на бессознательном уровне, и воспроизводящее прошедшие события в настоящем времени. Данный механизм имеет своей целью устранение тревоги, которая связана с имеющимися запретными чувствами, желаниями, фантазиями, навязчивыми страхами и состояниями, воспоминаниями и мыслями человека.
Защитный психологический механизм отыгрывания, как и многие другие, был открыт Зигмундом Фрейдом, обратившим внимание на то, что поведение его пациентов вне терапии порой реализовывало чувства, направленные на аналитика, но тревожно скрываемые при нём.
Фактическое его действие заключается в том, что человек снова и снова воспроизводит травмирующие ситуации и переживания, на бессознательном уровне стремясь стать не пассивным объектом, а активным действующим лицом, которое имеет возможность изменить ход развития ситуации и тем самым снизить ее травмирующее воздействие. При этом объект, на котором отыгрывается сценарий, может не совпадать с объектом, в отношениях с которым изначально возникла тревога и негативные переживания.
Отыгрывание по своей сути является противоположной стратегией пониманию, осознанию и воспоминаниям о травмирующих ситуациях и переживаниях, в связи с этим тревога, которая присутствует при функционировании механизма отыгрывания, не осознается человеком, и заменяется ощущением полного контроля над ситуацией и осознанием себя как активного участника.
Примерами отыгрывания могут служить навязчивые состояния и мысли, повторение определенных сексуальных сценариев.
Связь защитного психологического механизма отыгрывания с типами личности
Защитный механизм отыгрывания тесно связан с импульсивностью.
Импульсивность – это особенность человеческого характера, которая находит свое проявление склонности человека к принятию решений, не продумав последствия, к которым может привести его поведение. Человек, для которого свойственно импульсивное поведение, в своем поведении руководствуются чаще всего не разумом и его доводами, а эмоциями, которые в данный момент времени овладевают им, и теми обстоятельствами, которыми они были вызваны.
На первый взгляд может показаться, что действуя под воздействием импульса человек совершает все, что только может прийти ему в голову. Однако это не совсем так – в момент совершения того или иного действия импульсивный человек осуществляет именно те действия, которые могут способствовать снижению существующего внутреннего напряжения. Именно в связи с этим фактом человек готов совершать импульсивные действия, для того, чтобы снизить тревожное состояние и прийти к своеобразному балансу в своих действиях и мыслях.
Наиболее подверженными к импульсивным поступкам в психологических исследованиях считают:
- истерических личностей, которые отыгрывают подобным образом, в том числе и сексуальные сценарии;
- зависимых личностей, которые через имеющуюся у них зависимость отыгрывают свое отношение к другому человеку;
- компульсивных людей, которые осуществляют процесс отыгрывания через собственные ритуалы;
- социопатов, которые в связи со своими особенностями поведения и закрытостью от мира, отыгрывают подобным образом практически все имеющиеся у них эмоции и чувства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что защитный психологический механизм отыгрывания находит свое проявление в различных клинических картинах, резко отличающихся друг от друга своим протеканием и симптоматикой.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что понятие отыгрывания можно отнести к любому типу поведения, предполагающему проявление отношений переноса своих проблем и тревожных состояний на других людей или на себя на бессознательном уровне. Перевести их в сознательное поле человек затрудняется, в связи с тем, что они представляют собой своеобразную угрозу для его психического уверенного и спокойного состояния.
Также термин отыгрывания применяется, когда идет речь о процессе, благодаря которому любое отношение вне или внутри терапии разряжается в действии с бессознательной целью справиться со страхами, которые были связанны с этим отношением.
Те чувства, эмоции и состояния, которые человек отреагирует вовне, в окружающий мир может быть как преимущественно саморазрушительным так и способствовать личностному росту, а может быть и тем и другим одновременно в зависимости от ситуации и отношения человека к самому себе и окружающему миру.
Можно сказать, что то, что является движущей силой для того, чтобы заставить человека отреагировать вовне, не является для него ни плохим, ни хорошим в прямом смысле этого слова. Именно бессознательная, пугающая и тревожная природа появляющихся импульсов толкает человека к действиям компульсивного характера, автоматическим образом, которые и являются отличительной особенностью защитного психологического механизма отыгрывания.