Общее понятие о развитии защитных механизмов в подростковом возрасте
Для подросткового возраста характерно возрастание либидо, что способствует развитию установок собственного «Я» в определенные способы защиты и защитные механизмы. Именно этим объясняются изменения личности, которые происходят в пубертатный период.
Все описанные в психоанализе способы психологической защиты в данном возрасте служат для того, чтобы помочь «Я» в борьбе с проявлениями инстинктов и мотивируются тремя типами тревоги, свойственными «Я» личности:
- невротическая тревога;
- моральная тревога;
- реальная тревога.
Среди всех периодов жизни человека, именно в период полового созревания формируются противоречия в психической жизни подростка и соответственно большее проявление находят защитные психологические механизмы. Рассмотрим их более подробно.
Защитные механизмы, характерные для подросткового возраста
Отрицание – один из наиболее ранних и примитивных механизмов защиты, развивающийся с целью сдерживания эмоциональных проявлений. В результате его проявления подросток получает возможность свободно проявлять свои чувства, при этом постоянно привлекая к себе внимание окружающих всеми доступными способами. Защитная функция данного механизма проявляется в игнорировании тревожной информации.
Проекция - механизм психологической защиты, который связан с переносом имеющихся неприемлемых чувств и желаний подростка на других людей и протекает данный процесс на бессознательном уровне. В основе данного механизма лежит потребность в отвержении имеющихся переживаний и сомнений, и переадресация их на окружающих людей с целью снятия с себя ответственности за те или иные действия и состояния, неодобряемые обществом.
Проекция подразделяется на несколько видов:
- атрибутивная проекция – проявляющаяся в бессознательном отвержении собственных негативных качеств и переадресации их на других людей;
- рационалистическая проекция – сознательное признание у себя тех или иных качеств личности и проецирование их по принципу «все равно так делают все»;
- комплиментарная проекция – проявляющаяся в интерпретации своих недостатков как достоинств;
- симилятивная проекция – процесс приписывания имеющихся недостатков по сходству, например, ребенок такой же как его родитель.
Замещение - данный защитный психологический механизм получает свое развитие в процессе сдерживания гнева и агрессии на более сильного оппонента и снятие напряжения в процессе обращения своих негативной реакций на более слабых окружающих людей, неодушевленные предметы или самого себя.
Защитный механизм подавления получает свое развитие с целью сдерживания страха, проявление которого в конкретных ситуациях недопустимо. Блокирование страха происходит с помощью забывания реальных стимулов, объектов, фактов и обстоятельств, связанных с негативными событиями или явлениями. Защита находит свое проявление в блокировании нежелательной информации в процессе ее перевода из восприятия в память или при выходе информации из памяти в сознание подростка.
Близкими по содержанию к защитному механизму подавления являются также механизмы изоляции и инроекции.
Защитный механизм интеллектуализации получает свое развитие в раннем подростковом возрасте и направлен на сдерживание эмоций ожидания или предвидения, в ситуации опасения переживания разочарований. Чаще всего у подростков этот механизм связан с неудачами в конкуренции со сверстниками.
К защитным механизмам данного кластера также относятся аннулирование, сублимация и рационализация, основной целью которых является сдерживание негативных проявлений личности.
Сублимация является одним из самых высших и наиболее эффективных защитных психологических механизмов, который перемещает скопление энергии в положительное русло и направляет ее на повышение психической работоспособности и развитие процесса творческой деятельности.
Использование сублимации считается одним из свидетельств сильной творческой личности.
Механизм компенсации самый поздний и самый сложный психологический защитный механизм, развивающийся на сознательном уровне и предназначен для сдерживания проявлений чувств печали и горя, чувства собственной неполноценности и переживаний по поводу имеющихся недостатков.
В кластер компенсации входят также защитные механизмы сверхкомпенсации, идентификации и фантазии.
Рассмотрим более подробно механизм идентификации, который связан с процессом отождествления себя с другим человеком и тем самым возвышением своей личности до уровня другого человека, путем расширения границ собственного «Я». Этот механизм позволяет подросткам преодолевать чувство собственной неполноценности и незначимости, трансформировать свое «Я» таким образом, чтобы соответствовать социальному окружению и принятым в нем нормам и правилам.
Механизм вытеснения тесно связан с забыванием имеющегося мотива поступков, который является социально неприемлемым и признание которого является ударом по самовосприятию подростка и восприятию его значимым окружением. В процессе действия этого механизма происходит процесс забывания не самого травмирующего события, а его причины и мотива, предшествующего ему Вытеснение считается самым эффективным защитным механизмом, поскольку оно способно справиться с такими мощными инстинктивными импульсами, с которыми не справляются другие формы защиты. Однако вытеснение требует постоянного расхода энергии, и эти затраты вызывают торможение других видов жизненной активности.
Вытесненные на бессознательный уровень события при этом сохраняют свой эмоциональный заряд и при определенных обстоятельствах могут найти свое проявление в сознании подростка в виде повышения общей тревожности, переживании необъяснимого беспокойства, беспричинного страха.