Понятие о защитных психологических механизмах у ребенка
Ребенок в процессе своего развития приобретает определенные защитные реакции. Сначала они выступают только на поведенческом уровне, но постепенно, с развитием психики ребенка, у него обнаруживаются определенные психологические защитные механизмы, которые свойственны взрослому человеку.
Защитные психологические механизмы – это определенные способы самозащиты человеком своего «Я» с помощью регулирования негативных импульсов, исходящих из сознания человека.
Рассмотрим их более подробно.
Виды защитных механизмов у ребенка
Первый защитный механизм это отрицание, которое выражается в стремлении ребенка избегать новой информации, не совместимой с существующими представлениями о себе и мире вокруг. Защитная функция данного механизма проявляется в игнорировании тревожной информации. В процессе развития ребенка данный механизм чаще всего проявляется в виде сна, как процесса отключения от существующих внешних событий и перевозбужденного состояния в связи с их воздействием.
Следующим шагом развития механизма отрицания у ребенка выступает способность к отключению произвольного внимания, ребенок как бы не замечает те сферы жизни, которые могут вызвать неприятности.
Механизм отрицания чаще всего возникает как способ избежать наказания и удаления от источника стресса.
Следующий психологический механизм защиты – подавление, проявляющееся в блокировании информации, которая является неприятной или носит тревожный характер. Однако особенность подавления состоит в том, что забывая содержание нежелательной информации, невозможно стереть ее эмоциональные, двигательные и психосоматические проявления, они сохраняются и могут находить свое проявление в навязчивых движениях, оговорках, тиках и т.д.
Психологический механизм подавления находится в тесной связи со стратегией «стараюсь и должен забыть». Чаще всего ребенка побуждают «забыть и не вспоминать» о каких-либо событиях именно ближайшие и значимые взрослые. Чаще всего под подавление попадают агрессивные намерения против взрослых и близких людей, страхи, ощущение собственной слабости, сексуальные побуждения.
Одним из наиболее эффективных защитных механизмов является вытеснение. Вытеснение – это процесс «забывания» не самого события, которое является травмирующим, а его неприемлемого мотива, причины, побудившей ребенка поступить именно подобным образом. В процессе вытеснения истинный мотив поведения заменяется на ложный и забывается. Именно с помощью вытеснения ребенок становится способным справится с мощнейшими инстинктивными импульсами, являющимися пугающими или имеющими асоциальный характер. Ярким примером может выступать желание уничтожить одного из близких членов семьи в порыве гнева или сильной обиды.
Еще одни защитный психологический механизм появляющийся у ребенка – это проекция. Проекция – это процесс бессознательного переноса имеющихся у человека неприемлемых чувств и желаний на других людей. Субъективно проекция переживается ребенком как отношение, направленное на него от кого-то другого, хотя дело обстоит наоборот. Такой тип защиты может быть устойчивым и приводить к изменению характера и сохраняться на протяжении всей жизни.
Чаще всего проекция находит свое проявление у детей с заниженной самооценкой, неуверенных в себе и своих силах. В данном случае у ребенка постоянно присутствует потребность в поиске недруга, человека, стремящегося принести что-то плохое, и тем самым он переносит свои негативные проявления на других людей и внешние обстоятельства, оправдывая себя как в своих глазах, так и в глазах значимого окружения.
Механизм идентификации проявляется в неосознанном отождествлении себя с другим значимым человеком, с одновременным переносом на себя желаемых чувств и качеств, которые в реальности недостижимым. В результате у ребенка происходит повышение себя до другого идеального объекта, с помощью расширения границ собственного «Я». Это позволяет ребенку преодолевать чувство собственной неполноценности, менять свое социальное «Я», для лучшего приспособления к окружающему миру.
Наиболее ярким примером идентификации сто стороны ребенка является его неосознанное стремление к отождествлению себя с одним из родителей и повторению его поведенческих проявлений, пристрастий и преставлений о мире в целом.
Механизм идентификации чаще всего проявляется в детских ролевых играх, с помощью которые ребенок усваивает существующие образцы поведения окружающих людей и тем самым активно формируется процесс социализации. Ребенок приобретает способность к принятию существующих моральных норм и правил, принимать участие в их реализации, идентифицировать себя как их непосредственного участника.
Еще один механизм психологической защиты, формирующийся в детском возрасте – механизм замещения, проявляющийся в переносе реакций с недоступного объекта на доступный или замене какого-либо неприемлемого действия социально одобряемым. В результате происходит снижение существующего напряжения, возникшего в результате неудовлетворения потребности человека. Данный вид психологической защиты тесно связан с развитием детских игр и ролью игрушек в психическом развитии ребенка. В процессе игры ребенок может выражать свои чувства совершенно свободно, наделяя куклу чертами и поведением, которые ему самому запрещены.
Механизм замещения может находить свое проявление по-разному:
- первый способ проявления – процесс замещения одного действия другим, например, если ребенок не может нарисовать желаемый объект и в порыве гнева рвет рисунок;
- второй способ – замещение действия словом, например, при отсутствии возможности ударить обидчика, ребенок начинает всячески обзывать его.
- третий способ - замена мишени действия, в данном случае происходит перенаправление реакции на другого человека или предмет, например, в случае отсутствия друзей у ребенка он переносит свои дружественные чувства на игрушки или домашнее животное.