Становление системы психологической защиты происходит по мере взросления личности, в процессе ее развития и научения. Защитные механизмы присущи каждому человеку. Они зависят от конкретных жизненных обстоятельств, с которыми сталкивается личность.
Формирование механизмов защиты в детстве
Развитие механизмов детерминируется обществом, поскольку ребенок не может расти и развиваться вне социума. Исходя из этого, для установления границ нормального развития нужны социальные критерии, поскольку именно они являются важными средствами образования защитных механизмов. Освещаемый вопрос актуален на современном этапе, так как именно от них зависит успешность педагогической работы с подрастающим поколением.
Цель психологической защиты заключается в ослаблении напряжения, снятии внутриличностного конфликта, обусловленного противоречиями между импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, которые возникли в результате социального взаимодействия.
Следует отметить, что механизмы защиты формируются в процессе развития «Я» еще в раннем детстве. Формирование защитных механизмов имеет свои особенности. Дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд подчеркивала, что у детей механизмы носят оберегающий характер и поддерживают адекватный статус личности, предотвращая ее дезорганизацию.
Каждый механизм защиты у ребенка формируется в начале для овладения конкретными побуждениями и связан с определенной фазой индивидуального развития. Формирование механизмов побуждается возникающими многообразными видами тревоги, характерными для детей. Здесь – беспокойство, дискомфорт, страх одиночества, темноты, подчинения, изменения.
Защитные механизмы ограждают детей от недовольства, исходящего изнутри, а также источников неудовольствия внешнего мира. Первоначально детские механизмы защиты проявляются на уровне поведенческих, двигательных реакций при участии элементарных психических функций. Изменения в поведении возникают в ответ на травмирующие воздействия, внешние раздражители, именно механизмы позволяют ребенку адекватно адаптироваться к новым жизненным ситуациям. Приведем пример, для годовалого ребенка характерны врожденные двигательные реакции: плач, крик, сосание, защитное отдергивание, зажмуривание глаз и т.д. Реакции поведения доступны для внешнего наблюдения, они не только позволяют осуществить изменения во внешней среди, но и привлечь к себе внимание окружающих.
В более позднем возрасте формируются такие защитные механизмы, в реализации которых участвуют психические функции: восприятие, память, мышление. Они помогают ребенку адаптироваться к среде за счет трансформации внутренней картины мира и образа себя (здесь такие механизмы, как отрицание, замещение и проекция).
По мере взросления, в процессе индивидуального развития и научения ребенка происходит формирование полноценной системы психологической защиты. Набор защит зависит от конкретных жизненных обстоятельств, в которых оказывается ребенок, а также немаловажны факторы семейной ситуации, отношений с родителями.
Отметим, что механизмы защиты возникают как результат следующих факторов:
- Усвоение образцов защитного поведения, демонстрируемых родителями;
- Негатив со стороны родителей.
Виды защитных механизмов
В настоящее время не существует единой классификации защитных механизмов. Наиболее изученными являются:
- отрицание,
- вытеснение,
- подавление,
- идентификация,
- проекция,
- отчуждение,
- рационализация,
- сновидение,
- сублимация,
- замещение.
Отрицание как отказ признания, что ситуация или события имеют место в реальности. Механизм защиты проявляется в игнорировании тревожной информации, уклонение от нее. Отрицание защищает ребенка от перевозбуждения со стороны внешнего мира. Примитивными формами данного механизма является неслышание и невидение. Такие формы возникают в 2 года, когда у ребенка активно происходит формирование речи. Отрицание проявляется у детей в избегании соревнований, конкурсов, в которых ему кажется, что он не силен, по сравнению с другими людьми. Оценка опасности ситуации или информации производится при ее целостном восприятии, которое перенастраивает внимание. В таком случае избегаются все темы, люди, ситуации, имеющие отношение к нежелательным эмоциям.
При подавлении человек забывает, блокирует неприятную или нежелательную информацию. Содержание переживаемой информации забывается, а двигательные, эмоциональные проявления сохраняются и проявляются в навязчивых оговорках, ошибках и состояниях – это является особенностью механизма подавления. Усилием воли человек стремится подавить пережитое. Подавляется страх, слабость, агрессия против родителей и окружающих.
Крайняя форма подавления – вытеснение. Оно связано с исключением из сознания информации с забыванием неприемлемого для человека мотива поступка.
Механизм проекции связан с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств и желаний на другое лицо. Личность при проекции своих качеств удерживает внутри себя только положительные личностные качества. Такой механизм часто проявляется у детей с пониженной самооценкой, так, например, при низкой самооценке человек постоянно недоволен собой.
Разновидностью проекции является идентификация, она связана с бессознательным отождествлением себя с другими человека, переносом на себя недоступных, но желаемых качеств и чувств. Этот механизм позволяет человеку преодолеть чувство собственной неполноценности, приспособить свое «Я» к социальному окружению. Например, дети играют в школу, в магазин, в дочки-матери, т.е. последовательно разыгрывают определенные роли и совершают разнообразные действия.
Механизм регрессии – это защита за счет возвращения чувств и действий к стадии психического развития личности, в которой эти действия были бы успешными.
Психологи отмечают, что дети одновременно используют несколько видов психологической защиты. Некоторые механизмы защиты дети осваивают сами, а другие – наблюдая за поведением родителей и окружающих. Таким образом, индивидуальный набор механизмов защиты зависит от конкретных жизненных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок.