Воля — это проявление психической активности, которое касается достижения поставленной цели. Она проявляется через сознательное регулирование поведения в условиях постоянного баланса между интересами и жизненными целями человека и ограничениями, которые наложены интеллектуальными прогнозами последствий этой деятельности (ее социальными и моральными нормами).
Задачи и особенности функционирования воли
Воля с позиции психологии представляет собой инструмент, который используется мотивациями высшего порядка. Она необходима для интеллектуального планирования и реализации жизненных целей индивида.
Воля напрямую участвует в регуляции почти всех базовых психических функций, включая ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь. Развитие данных процессов от низших к высшим способно указывать на приобретение человеком волевого контроля.
Задача воли состоит в управлении поведением человека, в сознательной саморегуляции его активности. Особенно это касается тех случаев, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
Основная психологическая функция воли представлена усилением мотивации и совершенствованием на этой основе сознательной регуляции действий. Реальный механизм порождения дополнительного побуждения к действию — это сознательное изменение смысла действия человека.
Чаще всего смысл действия связывают с борьбой мотивов, он может меняться с помощью преднамеренных умственных усилий. Потребность в волевых действиях способна возникать в тех ситуациях, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появляется определенное препятствие. Волевой акт здесь относится к его преодолению, но предварительно необходимо осознание (осмысление) сути возникшей проблемы.
Стадии формирования воли
Исследователи рассматривают несколько этапов (стадий) формирования воли. Они представляют собой волевые акты и включают то, что человек:
- Осознает конкретную потребность;
- Осознает возможности ее удовлетворения;
- Проявляет мотивы деятельности (мотив является здесь побудительной силой);
- Осознает борьбу мотивов деятельности на пути выбора решения;
- Выбирает конкретное решение;
- Определяет план реализации выбранного решения, которое включает методы, средства и способы;
- Выполняет и контролирует определенную деятельность;
- Оценивает полученные результаты деятельности.
Если происходит волевая регуляция поведения, порожденная актуальными потребностями, то между ними и сознанием человека могут сформироваться особые отношения. Еще С. Л. Рубинштейн характеризовал их таким образом: воля в собственном смысле проявляется тогда, когда индивид проявляет способность к рефлексии собственных влечений. Он должен уметь подниматься над ними и, отвлекаясь, осознать самого себя в качестве субъекта. Далее необходимо произвести выбор между ними.
Развитие волевой регуляции человеческого поведения может происходить в нескольких направлениях:
- Процесс преобразования непроизвольных психических процессов в произвольные процессы;
- Получение возможности контролировать свое поведение;
- Выработка волевых качеств личности.
В любом из перечисленных направлений развития воли по мере ее укрепления часто происходят специфические преобразования. Они постепенно поднимают процесс и механизм волевой регуляции на более высокий уровень.
Например, в рамках познавательных процессов воля, в первую очередь, выступает как внешняя речевая регуляции, а только потом как внутренний речевой процесс. В пределах поведенческого аспекта волевое управление сначала относится к произвольным движениям отдельных частей тела, а только далее становится частью планирования и управления сложными комплексами движений, в том числе торможения одних комплексов мышц и активизации других. В сфере формирования волевых качеств личности волевое развитие представляется как перемещение от первичных волевых качеств к вторичным и впоследствии к третичным.
Выработка волевых качеств
Выработка качеств воли проявляется в сознательной постановке человеком все более трудных задач перед собой. Он преследует все более отдаленные цели, для которых необходимо приложить значительные волевые усилия на протяжении достаточно долгого времени. По этой причине волевой акт состоит из борьбы разнонаправленных мотиваций, интеллектуальной оценки этих мотиваций с позиции их соответствия моральным и социальным нормам.
В целом волевые сигналы способствуют торможению поведения, которое «рекомендовано» положительными эмоциями. Например, когда оно противоречит моральным и социальным нормам (ценностям), но приятно для субъекта, поскольку удовлетворяет некоторые мотивации (борьба с вредными привычками).
Проявление волевых актов происходит при осуществлении поведения, относящегося к преодолению негативных эмоций (ощущение боли, усталости, реальной опасности для жизни). Цели, сформулированные интеллектуально, требуют от человека действий, которые неизбежно влекут к появлению отрицательных эмоций (например, необходимость перенести операцию или неприятное лечение, общение с неприятным человеком и др.). Здесь волевой акт — это инструмент мышления, с помощью которого сознательно преодолевается барьер отрицательных эмоций.
Волевые действия человека в основном осуществляются на сознательном уровне, поэтому данные действия определяются не только врожденными, но и осознанно развитыми чертами характера. Волевое управление поведением можно характеризовать с помощью 2 групп волевых качеств, включая силу воли и выдержку.
Таким образом, формирование воли — это длительный процесс, который начинается уже в раннем детстве. По этой причине сам склад личности оказывает влияние на проявление и развитие способностей. Наряду с этим способности и их осознание влияют на психологический облик и его проявление в поведении и деятельности.
Исключительное увлечение одним действием в определенных условиях приводит к отрицательным результатам, Личность в этом случае ограничивается односторонним развитием. Если же своевременно осознать важность знаний, то с помощью самообразования восполняются пробелы и достигается совершенно другой уровень.