Моральное развитие — это определенная эволюция личности, включающая несколько этапов, на протяжении которых формируется характер и усваиваются принципы выбора между правильным и неправильным.
Понимание морального развития личности
Отечественная психология чаще всего рассматривает мораль в качестве категории, которая имеет частный характер. Она представляет собой некий перечень частных правил.
Моральное развитие в психологии определяется как усвоение, интериоризация норм группы. Она заключается в усвоении преходящих социальных и культурных норм. Мораль отличается от нравственности тем, что ее понимают в качестве категории всеобщего, универсального и безусловного характера. Нравственное отношение имеет в основе такое восприятие другого, где он способен выступать не в виде обстоятельства жизни субъекта, а как самоценная и самодостаточная личность.
Проведение анализа проблемного поля моральной психологии позволяет сформировать вывод о том, что базовая проблема психологии морального развития состоит в моральной мотивации, приобретении моральными нормами мотивирующей функции. Ее понимают в психологии как проблему формирования личностных нравственных ценностей, в соответствии с которыми люди поступают. Они обладают мотивирующей функцией.
Моральное развитие и его условия рассматриваются в рамках различных подходов.
Понимание морального развития в когнитивной психологии, теориях социального научения и фрейдизме
В рамках когнитивных направлений условия морального развития представлены развитием моральных суждений, формированием когнитивных представлений о должном и недолжном. Они включают развитие на основе этих условий способности осуществлять оценку поведения, проводить соотношение между поведением и поступками человека в рамках усвоенных представлений.
Теория определяет мораль как систему правил, следование которым представляет собой основу нравственности. Еще Ж. Пиаже писал, что любая мораль состоит из системы правил, поэтому суть нравственности необходимо искать в уважении, испытываемом индивидуум в отношении данных правил.
Подход Ж. Пиаже пересмотрел Л. Кольберг, но в представленных им моделях условия морального развития зависели от более общего уровня когнитивного развития. Последнее, безусловно, является важным для морального развития, но его высокий уровень не предоставляет гарантию нравственного развития. Напротив, когнитивные способности используются для легитимации, действий и поведения, которые противостоят нравственным нормам.
Когнитивная, психоаналитическая и социальная теория рассматривала основную функцию морали в виде осуществление социального контроля интересов, нужд, желаний, стремлений, импульсов. Моральное развитие понималось как присвоение человеком моральных норм в процессе формирования системы моральных взглядов и убеждений.
Условия морального развития в просоциальных и личностных подходах
В рамках личностного и просоциального подхода акцентируется значение положительных эмоций как условий морального развития, которое рассматривалось в виде процесса развития позитивных моральных чувств (симпатия, эмпатия).
Предмет изучения данных направлений представлен моральными эмоциями, их дифференциацией, условиями развития, воздействием разных факторов на развитие моральных эмоций, а также самих моральных чувств на просоциальное поведение.
Множество исследований подтверждает положение о главной роли моральных условий в просоциальном поведении. Было подтверждено, что ребенок ведет себя более альтруистично по отношению к человеку, к которому испытывает симпатию. Тем не менее, моральное развитие не может ограничиваться просоциальным поведением в адрес лиц, симпатичных человеку.
Многие исследователи рассматривали развитие эмпатии как категории, которая играет важную роль или даже представляет собой основу морально-нравственного развития. Она является центральной характеристикой, способной определять эмоциональное отношение к другим лицам.
Условия нравственности и нравственного развития не могут иметь в основе чувства. Сочувствие и содействие к одним лицам могут противоречить сочувствию и содействию к другим, провоцируя безнравственные поступки. Развитие условий для эмпатии представляет собой важнейший компонент нравственного развития.
Авторы просоциальной теории утверждали, что в поведении и действиях, основанных на моральных чувствах, люди руководствуются моральными представлениями и знаниями. По мере их развития можно наблюдать возникновение тесной взаимосвязи между моральным пониманием и мотивами (эмоциями). Здесь предпринимаются попытки создать более интегративные подходы к условиям морального развития.
В различных теориях, объясняющих условия морального развития, выделяют 2 типа моделей. В одной акцентируется приобретение моральных ценностей в ходе интериоризации социальных норм, что отрицает существование какой-либо внутренней основы для данного развития.
В процессе присвоения акцентируется в разных вариантах сочетаний значение:
- отношений со взрослыми людьми, сверстниками,
- совместной деятельности, сюжетно-ролевых игр,
- эмоционального и когнитивного развития,
- собственного психологического опыта,
- моральных историй и повествований,
- я-концепции.
В моделях другого типа было признано наличие определенного начала как внутренней основы морального и нравственного развития. Оно усматривается в естественной природе людей, при этом нравственность обосновали через чувства и вывели из природных качеств человека.
Представление о том, что условия морального развития являются основанием нравственности и, собственно, их развитие и представляет собой нравственное развитие, основано на понятии естественной природы в качестве благой и совершенной. Здесь основа нравственности рассматривается через эмоциональную связь между людьми. В основе разных вариантов данного типа находятся натуралистические этические концепции, которые отрицают абсолютную нравственность и смысл.