Общение — это социальный феномен, который раскрывает механизм структурирования, организации и функционирования человеческого общества. Оно предназначено для различных форм и способов включения индивида в социально-исторический контекст. Непременное условие общения — это социальность, которая предопределяет сложность и многомерность этой категории.
Сущность понятия «затрудненное общение»
Термин «затрудненное общение» употребляется для определения общения, которое характеризуется несущественными сбоями, не останавливающими коммуникативный процесс. Они преодолеваются самими участниками в процессе общения. Также понятие определяет общение, которое протекает в форме крайне выраженной затрудненности. В этом случае происходит жесткое блокирование коммуникативного процесса. Он расстраивается в такой степени, что последующее общение невозможно.
Трудности в общении предполагают появление во взаимодействии и коммуникации любого рода проблем. В более конкретном значении категория означает возникновение фактов непонимания.
В российской науке наиболее близким по смыслу к понятию «затрудненное общение» стала категория «дефицитарное общение». Оно отражает ситуации, в которых партнеры начинают испытывать недовольство друг другом. Люди не способны достигать в процессе поставленных целей, не могут установить открытый диалог. После этого развивается непонимание, появляются конфликтные столкновения.
Исследователи считают, что парные понятия «затрудненное/незатрудненное общение» нельзя считать синонимами понятий «успешное/неуспешное», «эффективное/неэффективное», «оптимальное/неоптимальное» общение». Перечисленные характеристики отражают объективные показатели достижения определенного результата. Они не учитывают эмоциональное состояние и спектр переживаний, возникающих в ходе общения.
В психологии трудности в общении принято рассматривать с точки зрения нескольких аспектов:
- Социально-психологический феномен, который проявляется исключительно в ситуации социального общения;
- Объективное явление, которое выражено через несоответствие цели и результата, выбранную модель общения и реально протекающий процесс;
- Субъективное явление, которое отражается в различных переживаниях человека, в основе которых лежат неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонанс, внутриличностные конфликты и т.д.
Особенности психологических трудностей общения в юношеском возрасте
Общение в юношеском возрасте — важнейший вид деятельности. В детстве и юности данный процесс обладает особым значением, поскольку лежит в основе развития растущей личности. Если ребенок начинает испытывать проблемы в освоении этого вида деятельности, то у него могут появиться проблемы в становлении и социализации.
Для исследования интерес представляет стадия юношества и проблема формирования и проявления трудностей в общении. Возрастные и психологические особенности юношей и девушек исследовали такие отечественные ученые, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б.Эльконин и др.
К. Левин рассматривал юность в качестве социально-психологического явления. Он связал психическое развитие личности с изменением социального положения человека и отметил, что юношеское поведение предопределяется, в первую очередь, маргинальностью (промежуточностью) его положения. Так, специфичность социальной ситуации и жизненного мира способны проявляться в психике. Для нее присущи следующие качества:
- Внутренние противоречия,
- Неопределенность степени притязаний,
- Высокая степень застенчивости,
- Агрессивность,
- Склонность к принятию крайних позиций и точек зрения.
Психологические трудности профессионального общения в юношеский период связаны с тем, что этот возраст характеризуется переходом к самостоятельности. Он считается стадией самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости. У юноши формируется мировоззрение, моральное сознание и самосознание.
Социальная ситуация развития предопределяет постановку жизненной задачи – профессионального самоопределения. Данная ситуация, по мнению ученых, становится порогом самостоятельной жизни. Трудности здесь связаны с поиском личностной идентичности, когда субъект осознает тождественность самому себе.
Способы коррекции трудностей профессионального общения в юношеском возрасте
Современная жизнь ставит человека в юношеском возрасте перед необходимостью личностного и профессионального самоопределения. Здесь определяющее значение начинает иметь общение, которое обусловливает личностное развитие и социальное становление. Этот процесс не может проходить гладко и беспроблемно.
На пути к самоопределению, когда юноша идентифицирует себя, у него возникают различные трудности, включая коммуникативные. Преодолеть и разрешить эти трудности общения помогает грамотный педагог или психолог. Он способен с помощью коррекционных мероприятий развивать коммуникативный арсенал для преодоления коммуникативных барьеров.
Коррекция затрудненного общения в юношеском возрасте — это работа специалистов, ведущих целенаправленную, последовательную и обдуманную деятельность.
В ходе решения проблем затрудненного общения в юношестве используются различные методы. В качестве эффективного средства выступает метод моделирования. Его успешно применяют в разных областях науки, производства, техники, медицины. Моделирование — это построение и исследование моделей.
В соответствии со своей структурой модель должна включать в себя цель и задачи, характеристику основной деятельности, в которой она представлена благодаря компонентам деятельности. Их содержание представляет собой описание знаний, умений, личностных качеств, которые имеют значение для незатрудненного общения.