Сущность понятия «внимание» в психологии
Внимание – это интеллектуальные и сенсорные процессы психики, которые способствуют концентрации на изучении какого-либо явления или объекта.
По поводу внимания у психологов нет единого мнения – одни считают, что независимого процесса внимания не существует, и оно является стороной другого психологического процесса. Другие, наоборот, говорят, что внимание – это есть независимое психическое состояние человека со своими особенностями.
В научной психологии проблема внимания является одной из самых важных и сложных, потому что от её решения зависит развитие всего психологического знания.
В жизни каждого человека внимание играет определяющую роль в отборе содержания, запоминания и научения. Традиционно проблема внимания в отечественной психологии рассматривается в рамках культурно-исторического, деятельного подхода и психологии установки.
Рисунок 1. Психологические теории внимания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Л.С. Выготский, например, рассматривал внимание в двух формах – внимание природное и внимание как продукт культурного развития.
Природное внимание у человека от рождения – это врожденная способность реагировать на раздражители избирательно.
Законам культурного развития подчиняется опосредованное внимание. Более поздние исследования внимания рассматривали его как внутреннюю деятельность, которая содержала те же компоненты – деятельность, действие, операция, что и внешняя деятельность.
П. Я. Гальперин считал, что внимание – деятельность контроля, а С.Л. Рубинштейн рассматривал внимание как общее явление, характерное для всех видов деятельности.
По мнению С.Л. Рубинштейна, внимание является стороной всех познавательных процессов сознания, где они выступают как деятельность, которая направлена на объект.
Подобную позицию можно встретить и у Н.Ф. Добрынина, который считал, что внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Внимание характеризуется устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Феномен внимания в психологии объясняют шесть основных подходов, причем каждый подход в сложном комплексе психической деятельности выделяет какую-то одну сторону.
Однако данные гипотезы всеобщего признания не получили.
Первый подход к пониманию внимания принадлежит Т. Рибо, который считал, что внимание имеет связь с эмоциями и ими вызывается. Интенсивность и продолжительность произвольного внимания связана с характеристиками эмоций.
Эмоция – это реакция организма на вероятность удовлетворения той или иной потребности, поэтому внимание в первую очередь приковывается к этим объектам.
Авторами второго подхода являются И. Герберт и У. Гамильтон, считавшие, что интенсивные представления подавляют и вытесняют менее интенсивные в область подсознательного, а то, что в сознании остается, привлекает внимание.
Что касается третьего подхода, то суть его заключается в том, что внимание есть жизненный опыт индивида, т.е. является результатом апперцепции.
Четвертый подход принадлежит грузинскому ученому Д.Н. Узнадзе, утверждавшему, что внутренняя установка выражает состояние внимания.
Авторы пятого подхода делают упор на двигательный аспект процесса внимания.
Основу непроизвольного внимания составляет ориентировочный рефлекс, т.е. организм поворачивается к новому источнику раздражения и настраивает анализаторы на этот источник.
Шестой подход говорит о происхождении внимания из физиологического его представления. Но процесс внимания данная гипотеза, как полагают физиологи, трактует слишком примитивно.
Теория внимания Т. Рибо
Из всех психологических теорий внимания наиболее известной является теория Т. Рибо.
Суть его теории заключается в том, что внимание всегда связано с эмоциями, независимо от того ослаблено оно или усилено. Интенсивность и продолжительность внимания обуславливаются продолжительностью и интенсивностью эмоционального состояния. Кроме этого непроизвольное внимание зависит от аффективных состояний.
Непроизвольное глубокое и устойчивое внимание имеет признаки страсти, которая постоянно возобновляется и постоянно ждет удовлетворения, считал Т. Рибо.
Не только эмоциональные переживания сопровождают состояние внимания, в организме происходят ещё и физические и физиологические изменения. Ясное представление о механизмах внимания составить можно только на основе тщательного и детального изучения этих изменений.
Физиологические связи психических процессов и состояний, подчеркивал Рибо, имеют большое значение, а отсюда его теорию можно назвать психофизиологической.
Если внимание считать чисто физиологическим состоянием, то оно имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных произвольных и непроизвольных реакций.
Интеллектуальное внимание способствует усилению кровообращения в тех органах тела, которые заняты мышлением.
Движением частей тела сопровождаются состояния сосредоточенности внимания. Туловище, лицо, конечности вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на нужном уровне.
Т. Рибо считал, что движение физиологически поддерживает и усиливает состояние сознания. Для таких органов, как зрение и слух внимание означает сосредоточение и задержку тех движений, которые связаны с их настройкой и управлением.
Сосредотачивая внимание и удерживая его на чем-то, человек прилагает усилия, имеющие под собой физическую основу.
При этом возникает мышечное напряжение, а с наступающим отвлечением внимания происходит мышечное переутомление в моторных частях реципирующих систем.
По мнению Т. Рибо, двигательный эффект внимания заключается в том, что мысли, ощущения, воспоминания получают особую интенсивность по сравнению с другими, потому что вся двигательная активность сосредоточена на них.
Отсюда, секрет произвольного внимания заключается в умении управлять движениями. Когда движения, связанные с чем-то, произвольно восстанавливаются, человек обращает на это свое внимание.
Теория внимания Л. С. Выготского
Говоря о внимании, Л.С. Выготский, считал, что внимание ребенка есть история развития организованности его поведения.
Ключом к генетическому пониманию внимания является личность ребенка.
Люди, окружающие ребенка, с помощью стимулов и средств направляют его внимание, подчиняют своей власти и дают ему те средства, с помощью которых ребенок овладевает своим вниманием – возникает произвольное внимание.
Культурное развитие внимания, считал ученый, состоит в том, что ребенок с помощью взрослых усваивает ряд искусственных стимулов-средств и направляет свое поведение и внимание с их помощью.
Улучшается внимание с возрастом, но, опосредствованное внимание развивается быстрее, чем в целом всё развитие.
Перелом в развитии наступает в школьном возрасте и характеризуется тем, что сначала внешнее опосредствованное внимание превращается во внутреннее опосредствованное и среди всех видов занимает основное место.
Различия произвольного и непроизвольного внимания своего максимума достигают в школьном возрасте, а потом уравниваются.
С первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, которая включает двойной ряд стимулов, вызывающих внимание.
Во-первых, это яркие, окружающие предметы приковывают внимание ребенка.
Во-вторых, в роли стимулов указаний выступает речь взрослого человека, которая направляет его непроизвольное внимание.
Таким образом, последовательность культурного развития внимания заключается в следующем:
- сначала по отношению к ребенку действует человек;
- дальше ребенок сам вступает во взаимодействие с окружающими его людьми;
- затем он действует на других;
- в последнюю очередь ребенок начинает действовать на себя.
Л.С. Выготский считал, что для педагогики огромное значение имеет употребление языка как средства направления внимания, потому что при помощи слов ребенок вступает в сферу межличностного общения и личностного развития.