Деятельность — это важное понятие в психологии, используемое наряду с такими категориями, как «сознание», «личность», «общение». Она представляет собой динамическую систему взаимодействия субъекта и мира.
Особенности свойств деятельности в психологии
В процессе взаимодействия человека и окружающего мира возникает определенный психический образа и его воплощение в объекте. Далее субъект реализует свои отношения с окружающей реальностью.
Деятельность — это форма активности человека, которая представлена его взаимодействием со средой. Но деятельностью нельзя считать любую активность. Она должна концентрироваться на достижении сознательно поставленных целей и быть связанной с созданием общественно значимой ценности или освоением социального опыта.
Деятельность обладает несколькими свойствами, которые характерны только для нее:
- Предметность,
- Целенаправленность и осознанность,
- Социальная обусловленность,
- Системность.
Любая деятельность должна иметь свой предмет, который выступает с двух сторон. В своем независимом существовании она подчиняет себе и преобразует субъекта, а вторично выступает в качестве образа предмета. Она является продуктом психического отражения свойств.
Регулирование деятельности происходит не через потребности человека, а с помощью осознанной цели, представляющей собой идеальный образ будущего результата. Цель считается системообразующим фактором деятельности. Она выступает как главный показатель формирования ее содержания, структуры и динамики. Этим деятельность отличается от прочих форм человеческой активности.
При всем своеобразии деятельность — это система, которая включена в рамки социальных отношений. Вне отношений нельзя говорить о ее существовании. Индивид определяет в пределах общества не просто внешние условия, к которым ему необходимо приспособить собственную деятельность. Общественные условия несут сами в себе мотивы и цели деятельности, включая ее средства и способы. Общество, по сути, производит деятельность индивидов, образующих его.
Деятельность системна, поскольку она не является просто суммой своих компонентов. Деятельность — это организованная целостность, у которой присутствуют такие свойства, которых не существует ни у ее отдельных элементов, ни у их простейшей суммы.
Психологическая структура деятельности и ее свойства
Системность организации деятельности в психологии связана с существованием двух основных планов, которые изучаются при ее психологическом анализе, – это внешний (предметно-действенный) и внутренний (собственно психологический) план.
Для каждой деятельности характерна определенная структура, в которую включены мотив, цель, предмет, средства, условия и продукт.
Мотив деятельности является причиной, которая побуждает индивида к ней и придает ей определенную направленность. Цель представляет собой образ желаемого будущего в виде предполагаемого результата деятельности. Формирование цели происходит на основе мотива.
Предмет деятельности представлен тем объектом во внешней среде, на изменение которого она направлена. Тем не менее, этот показатель может иметь не только материальную природу. Он может быть идеальным (например, мыслительная деятельность).
Средства и условия деятельности включают орудия труда, психофизиологические ресурсы человеческого организма. К ним относятся не только физические аспекты среды, но и психологическое состояние человека.
Продукт деятельности – это ее результат. Он может быть прямым (объективным результатом, созданным в процессе деятельности, изменение во внешней среде) и побочным (субъективный результат в виде изменения во внутреннем мире).
В соответствии с теорией Леонтьева иерархическая структура деятельности характеризуется тем, что ее осуществление происходит с помощью действий, которые, в свою очередь, осуществляются благодаря операциям (деятельность – это цепочка действий, а действия являются цепочками операций).
Действие является отдельным элементом деятельности. В его процессе происходит достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели. Действие считается относительно самостоятельным и завершенным актом деятельности. Оно концентрируется на достижении цели деятельности и выступает как единица анализа деятельности. В ходе упражнений меняется структура действий, они становятся более экономными и быстро выполнимыми, превращаясь впоследствии в навыки.
Операции представляют собой способы осуществления действий в соответствующих условиях. Они концентрируются на решении задач деятельности и могут быть определены через средства и условия деятельности. Как правило, операции обладают автоматизированным и неосознаваемым характером.
Виды деятельности
Деятельность человека в психологии не только предельно сложна по своему содержанию и строению. Ее свойства крайне разнообразны в своих общих разновидностях и конкретном проявлении. Принято считать, что основное деление деятельности на типы происходит следующим образом:
- Трудовая,
- Учение,
- Игровая деятельность.
В ходе трудовой деятельности происходит активное изменение предметов природы, материальной и духовной жизни для удовлетворения потребностей людей и создания необходимых ценностей. Для нее характерно получение значимого продукта.
Учебная деятельность предполагает приобретение людьми знаний, умений и навыков. Процесс учения может обладать организованностью и происходить в предназначенных для этого специальных образовательных учреждениях. Оно может и не быть организованным, т. е. происходить попутно через другие виды деятельности в качестве дополнительного результата.
Игра считается особым видом деятельности, где произошло историческое закрепление типичных способов действий и взаимодействий людей. Результат игровой деятельности не представляет собой производство определенного материального или идеального продукта.