Неуспеваемость — это отставание школьника в учебе, которое часто связано с неадекватными методами учебной работы. Она способна носить ярко выраженный избирательный характер, проявляясь лишь в отношении отдельных учебных предметов.
Исследование проблем неуспеваемости
Если своевременно не обратить внимания на неправильные навыки и приёмы учебной работы, то они способны закрепляться и приводить к стойкому отставанию ребенка в учёбе.
Практика школы уже давно доказала, что каждый школьник, который не имеет определенных органических дефектов, имеет способности для усвоения знаний в объеме школьной программы. Тем не менее, не в любом случае получается достичь требуемого уровня усвоения, отдельные ученики с трудом усваивают учебный материал.
Исследователями разных отраслей педагогической науки было уделено преимущественное внимание проблеме неуспеваемости. Так, методисты в качестве основного объекта для изучения выделили педагогические условия, аспекты учебно-воспитательного процесса, способствующие преодолению неуспеваемости.
Психологи сконцентрировали внимание на исследовании особенностей личности неуспевающих учеников, которые проявляются в ходе учения, включая определение своеобразия самого процесса. Психологические исследования призваны отвечать на вопрос, каковы типичные сочетания особенностей школьников, способные определять характер неуспеваемости.
Дидактическая основа анализа неуспеваемости представлена в трудах А. М. Гельмонта, который провел дифференцированный анализ неуспеваемости школьников, включая ее причины. Одним из важных критериев, положенных ученым в основу данной дифференциации, является степень легкости (сложности) преодолимости отрицательного явления. Она обладает психологическим характером.
Перечислим основные причины, которые зависят от учащегося:
- плохая подготовка и большие пробелы в знаниях;
- негативное отношение к обучению;
- отсутствие привычки организовывать свой труд, недостаток в уровне общего развития.
Таким образом, анализ исследований, посвященных психологическим проблемам неуспеваемости, показывает, что на пути к решению сделано немало шагов, но есть вопросы о причинах. Для этого требуется более глубокое изучение особенностей личности школьника, что поможет в устранении трудностей и успешном овладении школьной программой.
Внешние и внутренние причины школьной неуспеваемости
Основой неуспеваемости в школе чаще всего является не одна причина, а несколько. Они действуют в комплексе и включают: несовершенство преподавательских методов, отсутствие положительного контакта с учителем, страх быть лучше, чем другие, высокая одаренность в одной сфере, плохая сформированность мыслительных процессов.
В состав причин внутреннего плана необходимо отнести психологические дефекты здоровья ребенка, его развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков. В качестве причин внешнего порядка, в первую очередь, выступают педагогические причины:
- Недостаточное дидактическое и воспитательное воздействие;
- Причины организационно-педагогического характера (организация педагогического процесса в школе, материальная база);
- Недостатки в учебных планах, программах, методических пособиях;
- Внешкольное влияния, в том числе воздействие семьи.
Внутренние и внешние причине не однородны, поскольку их представляют определенные группы явлений, включая особенности организма и личности. Последние, в свою очередь, составляют 2 группы, связанные между собой. Это бытовые и гигиенические условия жизни и деятельности ученика (в рамках семьи и школы), аспекты учебно-воспитательного процесса, особенности семейного воспитания.
Психологические причины неуспеваемости младших школьников
Множество ученых изучали проблему неуспеваемости в младшем школьном возрасте. Они полагали, что неуспеваемость часто представлена результатом невнимания и безразличия, при этом опыт показал, что вовремя и правильно изжитые трудности позволят школьнику не только начать нормально учиться, но и сохранят его физическое и психическое здоровье.
Проблема неуспеваемости в младшем школьном возрасте — одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она всегда имеет психологический характер, но может быть вызвана и непсихологическими аспектами (например, семейными и бытовыми условиями, педагогической запущенностью, низким уровнем образования родителей).
Среди психологических причин необходимо выделить недостатки познавательной, потребностной (мотивационной) сферы, индивидуальные (личные) психологические особенности ученика, несформированность анализа и синтеза.
Большое число причин неуспеваемости затрудняет деятельность преподавателя по их выявлению. Чаще всего по этой причине он выбирает традиционные методы работы со слабоуспевающими учащимися в виде дополнительных занятий с ними, которые состоят в основном в повторения пройденного учебного материала.
Дополнительные занятия в обычных школах чаще всего проводятся сразу с несколькими отстающими учениками. Тем не менее, данная работа требует больших затрат времени и сил, но может оказаться бесполезной, не давая желаемого результата. Для увеличения эффективности работы со слабоуспевающими детьми необходимо, прежде всего, выявление конкретных психологических причин, которые препятствуют полному усвоению знаний со стороны каждого ученика.
Психологические причины, которые лежат в основе неуспеваемости, объединяются в 3 группы и включают недостатки познавательной деятельности, развития мотивационной сферы и неадекватное применение индивидуально-типологических особенностей школьника. Если проанализировать причины, то можно увидеть случаи, когда школьники плохо понимают, не способны усвоить качественно школьные предметы, не умеют должным образом выполнять учебные действия.
В состав самых распространённых неправильных и малоэффективных методов учебной работы включено заучивание без предварительной логической обработки материала, решение упражнений без предварительного усвоения необходимых правил.