Сущность девиантного поведения
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятого.
Для того чтобы выяснить сущность девиантного поведения, надо сначала понять, что такое поведение вообще, потому что девиантное поведение является одной из форм поведения человека.
Если говорить о поведении в целом, то его можно определить как взаимодействие с окружающей средой, которое характерно для всех живых существ. Внешними проявлениями поведения являются движения, действия, поступки, высказывания, т.е. внешняя активность. Внутренние проявления поведения, как указывает психологический словарь под редакцией А.В. Петровского, – это мотивация, эмоциональные реакции, когнитивная переработка, процессы саморегуляции.
Поведение имеет основные признаки, а именно:
- оно социально по своей сути, потому что формируется и реализуется в обществе,
- оно тесно связано с речевой регуляцией и целеполаганием.
Кроме основных признаков, поведение имеет частные признаки:
- уровень активности,
- динамичность,
- эмоциональная выразительность,
- произвольность,
- гибкость,
- стабильность.
Девиантное поведение сопряжено с понятием «норма поведения».
Целый ряд наук делит поведение на «нормальные» и «аномальные» формы, границы между которыми довольно размыты. Тем не менее, нормальным считают такое поведение, которое соответствует правилам, принятым в конкретном обществе.
Норма имеет научные критерии:
- статистический, определяющий норму, с помощью подсчета частоты того или иного явления;
- качественно-количественный критерий – степень угрозы, выраженности формы поведения для жизни человека;
- психопатологический критерий, используемый в медицине;
- социально-нормативный, одобряемый обществом, если в данное время соответствует его требованиям;
- индивидуально-психологический, связанный с индивидуальными особенностями человека.
Как психический феномен отклоняющееся поведение занимает свою нишу.
В качестве синонима отклоняющегося поведения в литературе часто используют термин девиантное поведение, по поводу которого существует две точки зрения. Одна точка зрения рассматривается с позиции медицинской нормы – ось «здоровье-предболезнь-болезнь». Вторая точка зрения – отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус человека – ось «социализация-дезадаптация-изоляция».
Ряд специалистов считают, что правильнее учитывать обе точки зрения, потому что понятие отклоняющееся поведение имеет междисциплинарный характер, изучением которого занимаются психология, медицина, педагогика, социология.
Девиантное поведение не соответствует официально установленным социальным или общепринятым нормам.
Личность с девиантным поведением вызывает негативную оценку других людей, наносит реальный ущерб окружающим. Такое поведение следует рассматривать в рамках медицинской нормы. Сопровождается оно проявлениями социальной дезадаптации и обладает хорошо выраженным индивидуальным и половозрастным своеобразием.
Причины девиантного поведения подростков
Многие исследователи среди причин девиантного поведения называют наследственность, обучение, социальную среду, воспитание и социальную активность девиантной личности. Данные факторы оказывают свое воздействие, но, специалисты считают, что между их негативными последствиями и характером поведения прямой зависимости не существует.
Одной из главных причин негативного поведения подростков психологи называют неправильное поведение в семье, когда ребенок становится свидетелем семейных конфликтов и ощущает безразличие к своему внутреннему миру. Конфликтные и неполные семьи создают условия «повышенного риска», в этих семьях отсутствует взаимопонимание между родителями, ярко выражаются расхождения во взглядах и установках.
Неадекватное воспитание в неблагополучных семьях проявляется в безнадзорности, в эмоциональном отторжении ребенка.
В отклонении от норм поведения подростков свою роль играет школа и внешкольные учреждения. Ошибки в учебно-воспитательной работе, недостаточная связь школы и семьи формируют педагогическую запущенность подростка. Значительная часть подростков с отклонениями от норм поведения имеют плохую успеваемость, пропускают уроки, не выполняют общественных поручений, отношение к школе у них отрицательное.
Следующая причина – медико-биологическая. Биологическим отрицательным фактором является наследственность, которая может проявляться в умственной недостаточности.
Умственно неполноценный подросток не может полно осмыслить жизненные ситуации, не умеет критически оценивать свои поступки, что ведет его к социальной дезадаптации, а наследственность, связанная с алкоголизмом родителей, проявляется в том, что защитно-охранительные механизмы в работе головного мозга недостаточно развиты, что обнаруживается в нервно-психической патологии разных форм.
Нельзя не учитывать особенности подросткового возраста – бурный рост организма, завершение полового созревания, совершенствование функций разных систем организма, включая центральную нервную систему.
Следующая группа – психологические факторы. Наиболее распространенными являются характерологические негативные реакции, активный и пассивный протесты, реакции отказа и имитации, реакция компенсации и гиперкомпенсации, эмансипации,реакции увлечения, группирования.
Определить содержание, формы и методы воспитательной работы с девиантными подростками можно только при учете и анализе основных причин отклонения от норм поведения.
Формы и виды проявления девиантного поведения
Девиантное поведение может иметь разные виды, формой проявления которых являются разные варианты социальной дезадаптации – дезадаптивное поведение, в основе которого лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт.
Ассоциальное поведение проявляется в агрессивности и криминогенности. Их основу составляют социально-педагогическая запущенность, нарушение социализации, деформация регуляции поведения.
Проявляется девиантное поведение во вредных привычках, отрицательное воздействие которых на организм подростки не осознают.
К девиантному поведению относится делинквентное поведение – это мелкие провинности, не доходящие до криминала, непосещение школы, хулиганство, издевательство над слабыми, вымогание денег, угон мотоциклов, велосипедов, спекуляция, домашние кражи – причина такого поведения кроется в недостатках воспитания.
Бродяжничество – это уход подростка из дома, в результате нездоровой обстановки в семье, недостаточного надзора за подростком, в целях развлечения или как реакция протеста на завышенные требования или как реакция тревоги и страха наказания.
Одной из форм разрушительного поведения является вандализм, мотивами которого довольно часто является скука, желание развлечься, поиск новых впечатлений, острых ощущений, любопытство.
Необычной формой девиантного поведения является граффити – это незначительные, мелкие и безопасные проявления девиантного поведения.
Вредной и распространенной привычкой у подростков является курение, которое относится к аддиктивному поведению. Эта привычка ни что иное, как желание подражать взрослым. Курить подростки начинают в компании сверстников, втайне от родителей, а затем, когда привычка закрепляется, они курят уже и в присутствии родителей, игнорируя все запреты. Зависимость от курения очень сильная и преодолеть её очень сложно.
Среди подростков в последнее время широко распространяется пьянство, которое является обязательным атрибутом развлечений, а сам ритуал считается проявлением независимости и мужественности.
Еще одной разновидностью девиантного поведения является наркомания, которая выражается в потреблении наркотических средств. Наркотизм психологи считают формой «ухода» от жизненных невзгод и конфликтов. Чтобы снять стрессовую ситуацию и груз проблем, подростки употребляют наркотики не реже одного раза в день. Употребление наркотических веществ является одной из форм отклоняющегося поведения и началом преступного пути.