Юношеский возраст — это один из периодов человеческой жизни. Его нижняя граница – 17-18 лет, а верхняя – 22-23 года.
Психические процессы юношеского возраста
Юность для человека представляет собой время выбора жизненного пути, учебы в университете или техникуме по выбранной специальности, выбора профессиональной деятельности, создания семьи. Для юношей в этом возрасте предстоит служба в армии.
В связи с усложнением жизнедеятельности в этот период происходит не только количественное расширение диапазона конвенциональных (социальных) ролей и интересов, но и их качественное изменение. В современный период развития общества на юношеской (студенческой) возрастной стадии появляется всё больше «взрослых» социальных ролей. Из них вытекает большая мера самостоятельности и социальной ответственности, а также можно наблюдать бурное развитие всех познавательных процессов.
Что касается развития памяти, то в этом возрасте процесс запоминания постепенно сводится к мышлению. Человек начинает устанавливать логические отношения внутри запоминаемого материала, при этом припоминание состоит в восстановлении материала в данном отношении (так называемая «логическая» или «смысловая» память).
Развитие механической памяти, если отсутствует ее специальная тренировка, замедляется. Для юношеского возраста характерно взаимопроникновение мышления и речи. Девушки и юноши стремятся логически мыслить, начинают вести теоретические рассуждения и пользуются самоанализом, относительно свободно размышляют на многие темы, включая нравственные, религиозные и политические.
Для юношеского периода присуща способность формирования общих выводов на основании частных посылок. Также происходит и параллельный процесс — переход к частным умозаключениям на основе общих посылок (индуктивный и дедуктивный тип мышления).
Развитие психических процессов
В юношестве бурно развивается и проходит становление абстрактно-логическое мышление. Это способствует тому, что в этот период доминирует потребность оперировать абстрактными категориями, легко усваиваемыми в данном возрасте. Одновременно можно наблюдать интеллектуализацию оставшихся познавательных процессов.
Этот феномен более рельефно выступает у мальчиков, что обусловлено спецификой гендерных (межполовых) психических различий. Часто актуализация такой потребности может проявиться в так называемом «юношеском философствовании», что характеризует стремление юношей мудрствовать, рассуждать «философски» на темы добра и зла, религиозных воззрений, общественного переустройства. Параллельно этому присутствует выраженная юношеская ирония, которая служит средством проверки и психологическим противовесом безоглядному принятию социальных правил и норм.
Если учесть, что в раннем юношестве активно развивается чтение, то юноши начинают увлекаться именно фантастической и философской литературой. При этом их восприятие прочитанного обладает излишне эмоциональным характером, а высказываемые автором концепции чаще всего принимаются с недостаточной долей критицизма.
Психологические феномены возраста являются основой того, что в подростковом и юношеском возрасте чаще можно говорить о наличии любопытства к факторам, которые меняют обычное состояние сознания. Юноши нередко начинают проявлять интерес к медитативным техникам, аутогенным тренировкам, гипнозу, а также действию наркотических веществ. Именно поэтому лица данного возраста должны рассматриваться как наиболее чувствительные к различным отрицательным влияниям со стороны представителей религиозных сект и носителей психоделической культуры.
Процесс развития письменной и монологической речи способен научить юношей и девушек осуществлять формулировку мыслей, передавая собеседнику с помощью рассказа собственные мысли и чувства («картину мира»). Именно в этом периоде они зачастую начинают пробовать писать стихи или вести личный дневник.
Особенности психических процессов в основных видах деятельности
Бурное развитие сознания и самосознания способствует расширению области осознаваемого и углублению знаний о себе, окружающих людях и мире. По этой причине меняется мотивация основных видов деятельности. Так, те из них, что ранее были ведущими (например, игра) изживают себя. При этом проявляются новые виды деятельности, происходит изменение их иерархии, начинается новый этап психического развития.
Рост самосознания способен определять увеличение количества требований лица юношеского возраста к окружающим людям и к самому себе, усилена степень критичности и самокритичности, повышаются требования к моральному облику и нравственным качествам микроокружения (особенно присуще для женского пола).
При самооценке человек этого возраста охотнее говорит о своих недостатках, чем о достоинствах, при этом представители женского и мужского пола отмечают у себя вспыльчивость, грубость и эгоистические проявления.
Среди положительных черт более часто можно встретить такие самооценки: «верность в дружбе», «не подведу друга», «помогу в беде». В них на первый план выступают качества, имеющие значение для установки контактов со сверстниками, а также те, которые этому способны помешать (эгоизм, вспыльчивость, грубость).
На фоне становления самосознания наблюдается выраженная полоролевая дифференциация, которая представляет собой развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Это отражает быстрое усвоение ими половых социальных стереотипов поведения.
В рамках общения у представителей обоих полов формируются коммуникативные способности, включая:
- умение вступать в контакт с незнакомцами,
- достижение расположения и взаимопонимания,
- достижение поставленной цели и др.
При осуществлении трудовой деятельности свое развитие получает в этот период профессионально-личностное общение, активно совершенствуются практические умения и навыки, которые в перспективе могут понадобиться для применения профессиональных способностей.