Ролевая игра — это воспроизведение действий и отношений персонажей каких-либо реальных или выдуманных историй.
Примерами ролевых игр выступают всем известные детские игры «в дочки-матери», «в магазин», «в школу» и пр. Ролевая игра является способом обогащения чувств и накопления опыта. Благодаря ей развивается воображение, преодолеваются страхи и развиваются коммуникативные навыки.
Сущность и особенности ролевой игры в психологии
Психологические особенности проведения ролевой игры основаны на том, что человек, идентифицируя себя с определенным персонажем, не только получает возможность отработки какого-либо навыка, но и может снять эмоциональное напряжение (например, ребёнок, который сходил в цирк, скорее всего некоторое время после этого будет играть в него).
Вне зависимости от осознания вымышленности роли, приобретаемые эмоциональные впечатления и опыт вполне реальны. С помощью этого качества ролевые игры показывают свою эффективность в психотерапии. Они предназначены для развития таких коммуникативных навыков:
- Ролевое общение;
- Деловые коммуникации;
- Дружеское общение.
Ролевое общение представляет собой общение людей в качестве обладателей определённых социальных ролей (например, мать и дитя, подчинённый и начальник, педагог и ученик, друзья, возлюбленные и др.). Подобное общение выстраивается по определённым нормам, которые определяются в обществе. Они помогают упростить общение, облегчают достижение целей каждого участника ролевого общения. В процессе проигрывания различных ситуаций в ролевой игре, люди начинают более уверенно чувствовать себя в реальном ролевом общении.
В некоторых ситуациях общение согласно общепринятым ролям не представляется возможным по причине сложности ситуации (например, проведение деловых переговоров, подчинение деловому этикету и др.). В детстве отработка делового и приятельского общения в ролевых играх происходит на уровне необходимости и потребности договариваться с другими детьми (например, как и во что играть).
На практике разработаны также специальные бизнес-игры. Они предназначаются для проработки деловых ситуаций. Так, благодаря деловой игре возможна отработка развития обмена знаний между специалистами внутри компании. Профессиональная организация ролевых игр имеет большое значение для защиты от закрепления ошибочных выводов и результатов (например, дети привыкают подчиняться старшим детям).
Особенности проведения сюжетно-ролевых игр
Существует несколько теорий, которые связаны с ролевыми играми и рассматривают их особенности:
- Психодрамма (Моруено Я.);
- Терапия фиксированной роли (Келли Дж. А.);
- Репетирование поведения (Вольп Дж. и Лазарус А.).
Поведение ребенка в играх опосредовано с помощью образа другого человека. Дошкольники могут вставать на точку зрения разных людей, вступая с другими играющими в отношения, которые отражают реальное взаимодействие взрослых.
Структуру ролевой игры рассматривал Эльконин Д.Б.. Он определил, что в качестве центрального компонента здесь выступает роль. Она представляет собой способ поведения людей в различных ситуациях, соответствующий принятым в обществе нормам и правилам.
Выполнение роли способно поставить детей перед необходимостью действовать не так, как они хотят, а так, как это предписано ролью (подчинение социальным нормам и правилам поведения). Дошкольники встают на позицию другого, при этом не одного человека, а разных людей. В рамках одного сюжета человек как бы «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей.
Например, девочка сегодня играет роль мамы, а завтра — дочери. Она понимает, как важно, чтобы мать заботилась о своем ребенке, и как необходимо, чтобы дочь была послушной. Таким образом, перед детьми открываются не только правила поведения, но и их роль для установки и поддержки позитивных взаимоотношений с окружающими. В этих ситуациях осознается необходимость соблюдать правила и развивается сознательное подчинение им.
Ролевая игра в дошкольном воспитании
Сюжетно-ролевая игра дает возможность маленькому человеку понимать мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывая ее общественный смысл. Если первоначально при выборе ролей основное значение имеет ее внешняя привлекательность, то в ходе самой игры происходит раскрытие ее социальной пользы. Так, например, дети начинают понимать, что педагоги воспитываю, а врачи лечат.
У младшего дошкольника число выполняемых ролей расширяется примерно до 4-5, из которых 2-3 становятся любимыми. Регулирование ролевого поведения осуществляется с помощью правил, которые являются центральным ядром роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. При выполнении роли он должен сдерживать свои непосредственные побуждения, поступаясь личными желаниями и демонстрируя общественно одобряемые образцы поведения.
Психологические особенности проведения ролевой игры в дошкольном возрасте состоят в том, что соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка способно показывать, насколько глубоко дошкольник освоил отражаемую в игре область социальной действительности. Именно роли придают правилам смысл, наглядно показывая детям необходимость следования им и создавая возможности контроля этого процесса. Невыполнение правил приводит к распаду игр. При этом правила эффективнее соблюдаются в коллективных играх, так как сверстники следят за тем, каким образом партнеры их выполняют.
В играх дети используют различные игровые предметы, включая игрушки, атрибуты, предметы-заместители. Замещение проявляется в проблемных ситуациях (например, что делать, если кукла хочет, есть, а ложки нет?). Благодаря взрослым ребенок находит подходящий предмет (например, палочка, будет вместо ложки). О настоящем замещении можно говорить только в том случае, когда дошкольник называет предмет-заместитель в соответствии с его новой функцией (наделил его сознательно новым значением).