Профессиональное здоровье учителя
Профессиональное здоровье – это способность организма сохранять компенсаторные и защитные свойства, которые обеспечивают профессиональную надежность, долголетие и работоспособность.
Профессиональная деятельность учителя зависит от многих факторов, включая состояние его здоровья. В своей деятельности учитель должен сохранять самообладание и быть примером в личностном плане. Однако когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, сдерживание эмоций не приводит к успокоению и негативно сказывается на здоровье. Нервные стрессы проявляются в усталости, рассеянности, снижении результатов труда и неудовлетворенности. Профессиональный и личностный потенциал учителя раскрывается через психологическое здоровье.
Значимость его Л.М. Митина определяет следующим образом: здоровье учителя – это основа эффективной работы школы и её стратегическая проблема.
Психологическое здоровье учителя оказывает влияние на эффективность обучения, поэтому знание закономерностей его сохранения и укрепления – это важные компоненты его успеха.
Ряд ученых считают, что поддержание психологического здоровья – это главная профессиональная составляющая здоровья учителя. Термин психологическое здоровье относится к личности в целом и тесно связан с проявлениями человеческого духа.
Психологическое здоровье имеет два признака:
- во-первых, это соблюдение принципа оптимума, т.е. золотой середины, но для каждого человека эта зона своя;
- во-вторых – это аффективная адаптация – социальная, социально-психологическая, интрапсихическая, что называется быть в гармонии с природой, людьми и самим собой.
Психологическое здоровье имеет свои критерии, к которым относится развитая рефлексия, стрессоустойчивость, полнота эмоциональных и поведенческих проявлений, умение находить в трудной ситуации собственные ресурсы. Характер и динамика основных процессов, которые определяют душевную жизнь человека, относятся к важным критериям психологического здоровья.
На психологическое здоровье учителя влияют гибкость – быстрое переключение с одного вида работы на другой, быстрая реакция на изменившуюся ситуацию, его импульсивность, устойчивость по отношению к изменившейся ситуации, стабильное эмоционально-положительное отношение к учащимся или неустойчивое отношение. Также влияют на психологическое здоровье личностная тревожность учителя или отсутствие таковой, направленность рефлексии – умение или неумение адекватно анализировать результативность своей работы.
В общем, психологическое здоровье представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия и включает социальный, эмоциональный, интеллектуальный аспекты личностного развития.
Задача сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя, таким образом, становится первоочередной.
Диагностика психологического здоровья учителя начальных классов
Успешность работы учителя определяют его профессиональная и общекультурная подготовка, его мастерство и творчество, взаимоотношения с учениками, сама личность учителя. От учителя как личности и как профессионала во многом зависит психическое и личностное развитие школьников, их мотивы и потребности, склонности и интересы, социальная активность и нравственная воспитанность.
Для учителя начальных классов основой профессионализма является умение и готовность принять учеников такими, какие они есть, принять их индивидуальные особенности. Доброта, профессиональная подготовка, умение излагать учебный материал в доступной форме, умение общаться с маленькими учениками, поддерживать их непосредственность и эмоциональность, это те качества, которыми должен владеть учитель начальных классов.
Исследования, проведенные Н.В. Куликовой, показывают, что для учителей начальных классов характерен высокий интеллект, общая культура и нравственность, организаторские качества, быстрое ориентирование в трудных ситуациях. Но, вместе с этим был отмечен и недостаточный уровень развития эмоциональной устойчивости учителя. Эмоциональная устойчивость – это свойство психики и благодаря этому свойству учитель способен успешно осуществлять свою деятельность.
В диагностике психологического здоровья учителя начальных классов, исследовались профессиональная направленность, индивидуальный стиль деятельности, уровень коммуникабельности, эмоциональная устойчивость. В отношении выявления профессиональной направленности использовался опросник «Оценка профессиональной направленности личности учителя». В опроснике заложена идея сравнения между собой разных типов учителей – коммуникатор, организатор, предметник и интеллигент. Для каждого типа характерны свои способы передачи воспитательных воздействий.
Индивидуальный стиль труда учителя выделила А.К. Маркова. В основу различий она положила содержательные, динамические характеристики и результативность. Данные признаки позволили разработать методику для определения индивидуального стиля работы учителя в виде опросника.
Учителя начальной школы должны иметь высокий уровень общительности, им важно легко входить в контакт с новыми людьми, отстаивать свою точку зрения, выступать перед родительской аудиторией.
Важным фактором воздействия является эмоциональность учителя, она мобилизует учащихся, активизирует интеллектуальную активность и побуждает к действиям. Исходя из особенностей контингента учащихся, учителя начальных классов имеют самую высокую эмоциональность. Диагностировать этот аспект помогает «Методика выявления эмоциональной устойчивости».
Саморегуляция эмоционального состояния является ещё одним важным аспектом профессиональной деятельности учителя. Саморегуляция важна в сложных ситуациях, когда учитель находится в состоянии повышенного физического и эмоционального напряжения.
Безусловно, важно диагностировать как психологическое здоровье учителя, так и отношения, складывающиеся в педагогическом коллективе. Результаты диагностики помогут в профилактике заболеваний учителя, в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Психологические особенности поддержания профессионального здоровья
На учителе сегодня лежит высокая степень ответственности, создающая постоянное напряжение, сказывающееся на здоровье. Здоровье учителя в большей степени психологическая категория, нежели медицинская, поэтому многие исследователи говорят о синдроме эмоционального (профессионального) выгорания. Если это в большей степени психологическая проблема, то начинать её надо с самого себя, а для этого надо верить в собственные силы и возможности регулировать свое психоэмоциональное состояние.
Рисунок 1. Способы поддержки здоровья педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сегодня хорошо известно большое количество разнообразных приемов саморегуляции и учитель об этом, конечно, знает. Очень многое зависит и от собственной жизненной позиции, личного настроя, философского осмысления. Улыбающемуся учителю улыбаются ученики, а это продлевает жизнь примерно на 4 года.
Важно также расширить свои горизонты, увеличить время для других интересов, а не только профессиональных, увеличить время на любимое дело, на семью. Нужно научиться понимать других и осознать, что у каждого свой темперамент, свои ценности, свой способ восприятия мира. Важно научиться признавать право окружающих людей, и в том числе учащихся, быть другими.
Полезной для здоровья будет и передача полномочий, потому что сделать всё самому невозможно, а это значит, надо больше доверять другим. И, конечно, не надо забывать жить, радоваться жизни и чувствовать её.
Если обобщить всё сказанное, то можно получить формулу здоровья, в которой 100% здоровье складывается из 10% помощи медицины + 20% наследственности +20% окружающей среды +50% образа жизни.
Если правильный образ жизни у учителя будет стоять на первом месте, то тогда многие учителя не будут страдать сердечнососудистыми и желудочно-кишечными заболеваниями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, болезнями крови и нарушениями функции щитовидной железы.
Здоровье начинается с осознания своего места в жизни.