Психологическая коррекция — это целенаправленное воздействие на соответствующие психологические структуры. В случае с пассивными детьми она необходима для восстановления полноценного развития и функционирования ребенка.
Особенности и причины детской пассивности
Пассивность (замедленная реакция, инертность) представляет собой состояние, прямо противоположное активности (инициативности). Пассивный ребенок идет по жизни по кругу, постоянно чего-то ждет от других. Если ребенок пассивен, то он, привыкая находиться в чьих-то руках и ожидая, что кто-то все решит за него, не способен стать хозяином своей судьбы.
Пассивный ребенок не способен извлекать пользу из процесса получения опыта на собственных ошибках. Он никогда ни к чему не прикладывает усилий, никогда не терпит неудач и соответственно не растет личностно. Чаще всего это очень милые и приятные дети, но, при общении с ними, невозможно понять, что они собой представляют.
Пассивному ребенку трудно дается знакомство, дружба, он не способен определить свои интересы и пристрастия. Такие дети очень легко могут подпасть под влияние и контроль более напористых сверстников. Они только существуют, а не живут полной жизнью.
Пассивность, как и гиперактивность детей, от которой страдают все родители и воспитатели, в большинстве ситуаций вызвана мозговой дисфункцией. Родители пассивных детей не должны впадать в панику, поскольку речь идет о микроповреждениях мозга, способных возникнуть у ребенка при негативном течении беременности или при сложном процессе родов.
Для каждого третьего ребенка характерны те или иные нарушения в работе мозга. Родители, заметившие чрезмерную вялость и постоянную пассивность у своего ребенка, должны принять это за верный показатель того, что с ним не все в порядке.
Пассивность не отражает интеллектуальную задержку развития. Пассивные дети могут вполне нормально и даже хорошо учиться, но их способностям интеллекта не просто проявиться в полной мере по причине наличия пассивности. Пассивный малыш с первых лет жизни заторможен, для него присуща некая апатия и вялость. На первый взгляд никто в этом мире не может вывести ребенка из состояния медлительного созерцания и сонливости.
Среди причин пассивности необходимо выделить:
- Подсознательный страх (тревогу), который парализует инициативность и заставляет занимать оборонительную позицию;
- Противоречивую агрессию;
- Лень, страх перед будущим;
- Влияние родителей, которые все делают за ребенка;
- Особые права;
- Клиническое отклонение от нормального состояния (симптом нервного расстройства) и др.
Проявление детской пассивности
Для пассивности характерно несколько проявлений:
- Медлительность,
- Игнорирование,
- Отсутствие инициативы и риска,
- Излишняя мечтательность,
- Изоляция и др.
Пассивный ребенок очень медленно реагирует на все, он откликается на просьбу в самый последний момент. При этом у пассивного индивида уходит много времени на то, что он делать не желает. При этом любимое дело он сделает довольно быстро.
Часто, особенно в подростковом возрасте, пассивность проявляется в игнорировании. Ребенок может не выполнять распоряжения других людей, делая вид, что не слышит, ли явно не обращая внимания на человека. Он продолжает заниматься свои делом или думать о чем-то своем.
Пассивность проявляется в безынициативности и нежелании рисковать. Ребенок исключает из своей жизни все новое, включая знакомства с новыми приятелями, посещение новой спортивной секции или новых кружков детского творчества. Для него предпочтительнее остаться в знакомой обстановке и заняться более привычным делом.
Чаще всего дети с наличием пассивности пребывают в грезах и мечтах. Такие малыши больше погружены в себя, чем в реальный мир. В своем внутреннем мире они чувствуют себя лучше и счастливее. Ребенок погружается туда при столкновении с небольшими проблемами и при ощущении даже небольшого дискомфорта.
Пассивный ребенок может даже избегать общения с домашними, предпочитая остаться в своей комнате. Он ни в чем не противоречит, не спорит с родителями, не вступает в открытую борьбу, при этом он самоустраняется от происходящего, пытаясь пережить возникшую проблему в одиночестве.
Психологическая коррекция пассивности у детей
Коррекция пассивности должна включать исследование эмоциональных нарушений. Она представляет собой хорошо организованную систему психологических воздействий, направленную на смягчение эмоционального дискомфорта. С помощью инструментов коррекции повышается активность и самостоятельность ребенка, устраняются вторичные личностные реакции, которые обусловлены эмоциональными нарушениями (агрессивность, повышенная возбудимость, тревога, мнительность и др.).
После того, как проведена коррекция пассивности, необходимо обратить внимание на коррекцию самооценки, уровень самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Отечественные и зарубежные психологи используют разнообразные методы, способные помочь скорректировать эмоциональные нарушения у пассивных детей. Данные методы условно классифицируются на две основные группы: групповые и индивидуальные. Тем не менее, для пассивных детей лучше начинать работать в индивидуальном порядке, позже переходя к работе в группе. Это обусловлено трудностями в коммуникациях таких детей.
Мировая психология предусматривает 2 подхода к психологической коррекции пассивности в частности и психического развития ребенка в общем: психодинамический и поведенческий подход.
Основная задача коррекции в рамках психодинамического подхода представлена созданием условий, которые снимают внешние социальные преграды на пути разворачивания интрапсихической конфликтной ситуации. Для успешного разрешения необходим психоанализ, семейная психологическая работа, игры и арттерапия.
Коррекция в рамках поведенческого подхода способна помочь ребенку в усвоении новых реакций, которые концентрируются на формировании адаптивных форм поведения, или угасании, торможении имеющихся у него дезадаптивных форм поведения.
После проведения коррекции пассивности необходимо поддерживать эффект и закрепить усвоенные реакции. Это достигается через участие в различных поведенческих тренингах, психорегулирующих тренировках.