Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности несовершеннолетних преступников

Несовершеннолетние преступники и их психологические особенности

Определение 1

Под психологическими особенностями несовершеннолетних преступников понимаются отрицательные факторы внешней среды и личности самого несовершеннолетнего, обусловленные взаимным влиянием.

Основная часть преступлений, которые совершаются несовершеннолетними людьми, имеет возрастную мотивацию. На почве озорства, ложной романтики, стремления к путешествиям, самоутверждения, авторитетного подражания совершается значительная часть правонарушений.

Для поведенческой основы подростков характерна психологическая ломка переходного возраста, неустойчивые нравственные позиции, подверженность групповым воздействиям, импульсивность.

К отличительным особенностям поведения подростков относится недостаточность жизненного опыта и, как следствие, низкий уровень самокритичности, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, внушаемость, подражательность, обостренное чувство независимости, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.

Данные особенности, если созданы оптимальные условия воспитания, нейтрализуются социально-положительной деятельностью, а при неблагоприятных социальных условиях «катализируют» вредное влияние и приобретают отрицательную направленность.

Психическая деятельность подростка, её динамизм, в одинаковой степени делают его податливым как в положительную, так и в отрицательную сторону влияния.

Для этого возрастного периода существует ряд поведенческих стереотипов:

  • реакция оппозиции – она вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка и проявляется в прогулах, уходах из дома, антисоциальных действиях;
  • реакция имитации – подражание какому-либо образцу, которым может быть антисоциальный герой;
  • реакция отрицательной имитации – противопоставление навязываемой модели, если модель отрицательная, то реакция будет положительной;
  • реакция компенсации, например, учебные неудачи могут компенсироваться «смелым» поведением;
  • реакция гиперкомпенсации – это неустойчивое стремление к успеху в трудной области деятельности, например, робость побуждает к вызывающему поступку;
  • реакция эмансипации выражается в стремлении освободиться от опеки старших, в отрицании общепринятых ценностей, норм закона, в стремлении самоутвердиться;
  • реакция группирования – объединение сверстников в группы, отличающиеся одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, господством над своей территорией;
  • реакция увлечения – разнообразные хобби подростков.
«Психологические особенности несовершеннолетних преступников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данные поведенческие стереотипы подростка говорят о том, что к его жизнедеятельности общество должно проявлять всемерное внимание.

Интересы подростков, склонных к совершению преступления, имеют социально отрицательную направленность.

Мотивы преступлений, совершаемых подростками

Замечание 1

Понятия «мотив» и «мотивация» различаются. Мотивация означает общее побуждение активности, которая обуславливается актуализированной потребностью.

К элементарной форме побуждения относится влечение – переживание неосознаваемых потребностей, в основном биологического характера.

Они не имеют какой-то определенной целенаправленности, не порождают конкретный волевой акт. На стадии желаний происходит формирование общих контуров целей, но желания ещё не связаны с принятием решений о действии.

Решение действовать в определенном направлении определенным способом человек принимает на стадии преддействия, преодолев какие-то определенные трудности.

На этой стадии идет обдумывание условий и средств достижения появившихся намерений и возможность их реализации. Возникает преступный умысел.

Основой процесса преддействия является определенная мотивация на общем побуждении.

Мотивом обуславливается выбор конкретной цели, отчленение цели от других возможных направлений действия, сознательный выбор цели.

Поскольку человек несет ответственность за противоправное общественно опасное действие, а не за смысл данного действия для данной личности, то преступных мотивов не бывает.

В то же время мотив – это в социальном отношении не нейтральный механизм регуляции поведения, это внутреннее формирование образа действия, который проявившись, дает объективный результат.

Преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия, когда в неосторожных преступлениях прямые побуждения к его совершению отсутствуют.

Дефекты в регуляции поведения имеют связь с неосторожными преступлениями, поэтому здесь важно выявить мотив действия, потому что он будет иметь основное значение для определения формы вины, для раскрытия субъективной стороны преступления.

Выявление мотива дает возможность установить отношение лица к наступившим преступным последствиям.

Бывает такое стечение обстоятельств, когда человек действует не по своему желанию. В такой ситуации мотивы поступков называют «вынужденными мотивами».

Исследования показали, что корыстные мотивы при совершении краж, например, характерны для каждого третьего случая. Мотивами в остальных случаях была солидарность или гипертрофированное легкомыслие, характерное для этого возраста.

Мотивом для несовершеннолетних могут быть "неприязненные личные отношения", в результате чего возникают драки, хулиганство, приносящие вред здоровью.

Цель как психический образ будущего результата действия в отличие от мотива, может быть преступной, если планируемый результат преступен.

Внешние обстоятельства являются непосредственным стимулом к совершению преступления – это поводы, которые являются началом преступления. Повод разряжает сформировавшуюся причину и характеризует личность преступника, его склонности, мотивы, цель преступления.

Кульминационным моментом в структуре действия является принятие окончательного решения.

Замечание 2

Как правило, правонарушители относятся к людям с существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере.

На основе малодушия, жалости, страха, сострадания возможен добровольный отказ от преступления.

Причины правонарушений несовершеннолетних

Совершая преступление, человек переступает черту, положенную законом, отходя от границ допустимого.

Причины, приведшие несовершеннолетнего к правонарушению или преступлению:

  • Семейное неблагополучие, создающее реальные сложности в формировании подростков. Проведенные специалистами исследования показали, что выросшие в неполных семьях подростки, правонарушения совершали в 2-4 раза чаще по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях;
  • Неблагоприятное бытовое окружение является распространенной причиной правонарушений. В семье и школе подростку плохо, остается сфера досуга. Психологический закон, который является неоспоримым, говорит о том, что никто не хочет быть плохим, а тем более подросток. Закон требует компенсации и её находят в досуговом поведении;
  • Средства массовой коммуникации образуют систему неформального образования, отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях. Кино и телевидение сегодня – это мощные источники формирования навыков агрессивного поведения, и подростки получают возможности обучения широкому спектру форм агрессии прямо дома.

Проведенные исследования показали, что насилие на экране внушает зрителям агрессивное поведение, учит насилию, искажает представление об окружающей действительности. Агрессия на экране показывает, каким образом можно разрешать конфликты.

Телевидение формирует потребности, которые не соотносятся с возможностями подростков, с возможностями семьи, показывая различные стандарты жизни.

Замечание 3

Таким образом, с экранов телевизора идет подстрекательство со стороны взрослых людей.

Правовая безграмотность является одной из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Не все подростки знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом и многие поступки с точки зрения нравственности не только не допустимы, но влекут за собой ответственность по закону.

Судебно-следственная практика свидетельствует о правовой неосведомленности подростков, совершающих кражу вещей, драки с телесными повреждениями, истязания, поломки телефонов-автоматов и др.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot