Психология курсантов
Курсант – это человек, обучающийся в специальном учебном заведении и имеющий устойчивые психические качества личности, определяющие его поведение, выражающееся в отношениях к внешнему миру, другим людям, самому себе.
Юношеский возраст курсанта находится на стадии перехода к зрелости, поэтому развитие желаний и стремлений происходит раньше, чем воля и сила характера.
Социально-психологические особенности курсантов зависят от целого ряда факторов и проявляются в его духовном облике, запросах и интересах, в повседневной деятельности будущего офицера.
Важными составляющими будущего офицера являются отличное овладение выбранной военной профессией, отношение к учебе, дисциплине, службе.
В этом возрасте идет формирование мировоззрения, потребность выработать свое отношение к жизни. Иногда мировоззренческие взгляды будущих офицеров отличаются противоречивостью, и курсанты находятся в затруднении при оценке социально-политических явлений и событий.
Характерными для курсантов являются острая восприимчивость, впечатлительность, эмоциональность, поэтому часто они реагируют на недостатки очень остро.
Сложным для обучения курсантов является первый курс, потому что появляется противоречие между привычными формами поведения и требованием устава, идет формирование новых стереотипов, выработка новых привычек.
Поскольку этот процесс очень болезненный, то вполне может вызвать отрицательные психические реакции и переживания.
К другому противоречию первого года обучения относится сложность учебного материала и отсутствие навыков самостоятельной работы.
Опыт учебы и службы курсанты приобретают на втором курсе военного училища, происходит завершение процесса адаптации, курсанты действуют уже увереннее, выполняют требования военной присяги и воинских уставов.
На втором курсе начинают складываться крепкие воинские коллективы, но процесс сплочения продолжается и к третьему курсу, когда половина пути уже пройдена, курсанты накапливают богатый опыт учебы и службы, опыт в поведении, во взглядах и установках, в их духовном облике происходят значительные изменения.
Мировоззрение становится содержательным и более полным, знания по вопросам общественной жизни перерастают в убеждения, появляется умение аргументировано их отстаивать.
Профессиональное формирование курсантов происходит на четвертом курсе – черты характера стали устойчивыми, мировоззренческие взгляды и убеждения упрочились, выработалась жизненная позиция.
Формируется военное мышление курсантов, позволяющее успешно действовать в боевой обстановке.
Направленность курсанта военного училища является ведущим психологическим свойством личности, от которого зависит его генеральная линия в жизни.
Ведущее место в психологической структуре военно-профессиональной направленности курсанта занимают военно-политические и профессиональные убеждения.
С точки зрения психологии убеждения являются сплавом познавательных, эмоциональных, волевых элементов, проникнутых волевыми устремлениями.
Духовно-нравственное воспитание курсантов
Сущность нравственного воспитания заключается в целенаправленном, прямом и опосредованном педагогическом воздействии на сознание и волю военнослужащих, обеспечивающих перевод общественных и моральных требований в требования военнослужащего к самому себе.
Отсюда задачи воспитания курсантов заключаются в следующем:
- в формировании самосознания, ценностного отношения к таким понятиям, как Родина, честь, совесть, конституционный долг;
- приобщение к традициям и истории своего Отечества и народа, Вооруженным силам;
- выявление и реализация способностей в воинской деятельности, развитие морально-психологического потенциала, готовности к самопожертвованию ради победы;
- в формировании норм гуманистической морали, уважения к воинам других национальностей и вероисповедания;
- в осознании крепкой воинской дисциплины в армии, саморегуляции поведения;
- в физическом совершенствовании и готовности переносить физические и психологические нагрузки;
- в подготовке сознания к переходу с мирного на военное время.
Руководить этим процессом должны преподаватели и командиры.
Для того чтобы курсанты были готовы к выполнению служебных обязанностей важно:
- ставить их в реальные условия службы в войсках;
- сокращать сроки для выполнения задач и принятия решений, увеличивать темп деятельности;
- усложнять в проводимых занятиях непредвиденные препятствия;
- практиковать задачи с наличием элементов риска и опасности;
- ставить задачи с творческим решением, требующих самостоятельности;
- создавать ситуации, требующие повышенной активности.
Для того чтобы формировать у курсантов способность непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях переводить в сознательные, им надо помочь овладеть приемами самоуправления и аутогенной тренировки.
Весь исторический опыт формирования жизненной позиции Защитника Отечества говорит о том, что в духовно-нравственном развитии на особом месте находилась деятельность православной церкви, традиции которой в годы советской власти были разрушены.
Солдаты, офицеры и военные священники вместе переносили тяготы и лишения, выпадавшие на долю армии.
Сегодня действующее законодательство, силовые министерства и ведомства, Устав Синодального Отдела определяют правовое поле в области духовного образования и просвещения.
Подписаны Соглашения о сотрудничестве со структурными подразделениями Русской Православной Церкви.
Образование и духовное просвещение военнослужащих осуществляется на добровольной основе с одной стороны, а с другой стороны законодательство запрещает притеснение военнослужащих, ограничение их прав, включая духовное образование.
Все шаги, предпринимаемые в военных учебных заведениях сегодня, оказывают помощь в формировании системы духовно-нравственного воспитания будущих офицеров, в основе которого лежат лучшие традиции воинской славы.
Волевая регуляция профессионального обучения курсантов
Сегодня профессиональное образование имеет большое значение в развитии России.
Для специалиста необходима не только профессиональная компетенция, но и такие качества как инициативность, умение работать в команде, саморазвитие.
Для удовлетворения своих потребностей личность выбирает способ, соответствующий её жизненным принципам.
В основе успешной профессиональной деятельности лежит множество факторов, среди которых важное место занимает сила мотивации и волевая регуляция.
Волевая регуляция оказывает значительное влияние на результаты учебной деятельности в военном учебном заведении. Волевая регуляция на разных курсах обучения курсантов различна.
Первый год обучения связан с адаптацией, происходит изменение моделей поведения. Задача молодого человека - занять место, соответствующее его представлениям.
В группе складываются неформальные отношения и, наряду с чувством дружбы, могут возникнуть негативные моменты особенно с наличием «лидера», имеющего отрицательную направленность.
Обычно такому «лидеру» характерны жесткость, эгоизм, желание подчинить себе людей, во что бы то ни стало, получить незаслуженные привилегии.
При такой ситуации, чтобы противостоять, волевые качества личности имеют большое значение.
Неформальные лидеры подталкивают других курсантов на нарушение дисциплины и порядка, поэтому роль волевой регуляции возрастает.
На втором и третьем курсах, у курсантов, прошедших сложный период адаптации мировоззрение становится полным и содержательным, осознается необходимость получения профессии.
Сформировавшимися специалистами в профессиональном отношении, с выработанной жизненной позицией курсанты становятся на четвертом курсе.
Одним из волевых качеств курсантов является их целеустремленность, где взаимодействуют три стороны: содержательная, идейная и нравственная.
Свое сильное воздействие оказывает соблюдение ритуалов – ежедневные построения, поднятие флага, ношение формы вызывают положительные эмоции и формируют чувство принадлежности к коллективу.
Таким образом, волевая регуляция имеет большое значение в становлении специалиста при освоении им профессии. Для решения практических задач курсантам необходимо её развивать, включая потребностно-мотивационную сферу.