Психологические особенности детей дошкольного возраста
В современном мире родители детей дошкольного возраста пытаются всячески развивать своих чад, как интеллектуально, так и физически.
Интеллектуальное развитие ребенка – это обогащение его знаниями и умениями, которые он может принять и осознать в пределах своей возрастной группы.
Интеллектуальное развитие детей начинается с самого рождения, так как изначально знаний и опыта у ребенка нет, он их приобретает в процессе своей жизнедеятельности.
Когда ребенок достигает определенного возраста, он уже умеет ходить и говорить, то с этого момента у него начинает закладываться другая форма познания мира, которую ему прививают родители, окружающие его люди, среда обитания и т.д.
То, насколько способен ребенок развиваться интеллектуально, тесно связано с его психологическими особенностями. Психологические особенности каждого человека также закладываются в детстве и зависят от многих факторов, влияющих на его жизнь. К таковым относятся:
- Семья. Здесь необходимо отметить такие факторы как: уровень образования и воспитания родителей, родственников, уровень жизни (имеется в виду уровень благополучия), пристрастия к вредным привычкам, наличие постоянного места жительства, эмоциональная атмосфера в семье и т.д.;
- Среда обитания. В данном случае речь идет о месте (страна, город, населенный пункт), где проживает ребенок, какие там условия в рамках климата, инфраструктуры, условий бытового характера и т.д. Место обитание важно, так как характер и психологические особенности напрямую связаны с теми условиями, где вырос ребенок, что он видел, как жил, в каких условиях;
- Наличие общественных и культурных учреждений: детские сады, школы, институты, дома творчества, театры, кино и т.д. Это важно, так как ребенок с детства должен приучаться к искусству, находиться в обществе других детей, иметь возможность культурно провести время.
Все вышеперечисленные факторы формируют психику и интеллектуальное развитие ребенка, если какой-либо фактор оказывает негативное влияние, то в последующем у ребенка могут возникнуть проблемы разного характера.
Например, сложная эмоциональная обстановка в семье может породить психологические расстройства у ребенка, которые могут проявляться по-разному (замкнутость или наоборот, агрессия), такие психологические особенности, в свою очередь, могут тормозить интеллектуальное развитие, ребенок может долгое время не разговаривать вообще или наоборот, слишком эмоционально высказывать протест.
Проблемы интеллектуального и психологического развития детей дошкольного возраста
Итак, проблемы вытекают из факторов внешней среды, которые влияют на развитие личности в детском возрасте. Психологи выделяют основные проблемы, которые наблюдаются у большинства детей дошкольного возраста:
- Тревожность – это состояние, при котором ребенку кажется, что что-то должно произойти, причем это носит негативный характер. При признаках тревожности ребенок не находит себе места, часто озирается, как будто ищет чего-то, также может быть такое состояние, когда ребенок хочет уединиться (забивается в шкаф, в угол, под стол), в уединение он может пробыть долгое время. Если у ребенка наблюдается тревожность – это необходимо корректировать с помощью специалистов – психологов. Чем быстрее начинать лечение, тем лучше, так как часто дети с такими расстройствами не могут приспособиться к школе, полноценно взаимодействовать с коллективом;
- Панический страх. Такая проблема встречается у детей редко, но она существует. Часто панический страх возникает на почве домашних скандалов, или из-за того, что ребенка наказывали физически за что-либо. Также страхи возникают и в связи с животными (например, когда в детстве ребенка искусала собака), также это может быть связано и с общественной средой, когда дети растут в криминальных районах и у них всегда присутствует страх за свою жизнь и здоровье и т.д. Панический страх возникает у детей, когда они ассоциируют что-либо с тем, что у них произошло ранее. Например, если ребенка ругали дома за невыполненные или плохо выполненные уроки, то, когда учитель вызывает этого ребенка к доске для проверки знаний, ребенок начинает панически бояться того, что его начнут ругать как дома;
- Повышенная напряженность. Данная проблема не дает ребенку расслабиться психологически, на этом фоне возникают разного характера проблемы: раздражительность, агрессия и т.п. Напряженность также мешает ребенку освоить в полный мере тот объем знаний или умений, который необходимо для его возраста. Например, если дети ходят на актерские курсы, то ребенок, у которого повышенная напряженность не сможет вести себя на сцене естественно, он будет постоянно думать только о своем эмоциональном состоянии, что в итоге приведет к психологическому расстройству или агрессии;
- Неуверенность. Еще одна психологическая проблема современных детей. Многие дети не приспособлены жить в современном мире, они погружены в виртуальную реальность, поэтому, когда ребенок сталкивается с жизненными проблемами, он чувствует себя неспособным их разрешить. Неуверенность наблюдается у большинства детей дошкольного возраста, она опасна тем, что приводит к необратимым процессам в будущем: боязни общения, публики, выступлений, отсутствие друзей, новых знакомств и т.д. То есть социализация детей проходит очень слабо, что прямым образом отражается и на интеллектуальных способностях;
- Замкнутость. Ребенок часто замыкается на каких-либо ситуациях, возможно где-то ребенка оскорбили или не правильно поняли, тем самым нанесли психологическую травму, после которой он не хочет больше общаться и проявлять эмоции. Замкнутость так же, как и неуверенность, становится постоянными спутниками детей по жизни. Особенно остро это отражается на получении знаний и умений в рамках школьной программы, замкнутость не дает ребенку развиваться, так как он не может чувствовать себя свободно в коллективе, участвовать в общественных мероприятиях, в культурной сфере и т.д.