Социальная сеть — это онлайн-сервис или веб-сайт, которые используются людьми для общения, знакомств, создания социальных взаимоотношений в Интернете.
Предназначение социальных сетей
Знаковая фигура в сфере исследования социальных сетей — Х. Уайт. Он предлагает определять общество как сеть, а не в качестве совокупности индивидов. Развитие идей Уайта нашло воплощение в работах Грановеттера, разграничивающего «сильные» и «слабые» связи в пределах структуры сетевых взаимодействий. Он предполагает, что с помощью социальных сетей все члены общества удерживаются вместе.
Виртуальные социальные сети используются для выстраивания и отражения социальных отношений, включая дружбу. На таких сайтах люди чаще всего сообщают разную информацию о себе (например, дату рождения, место учебы, интересы) и вступают в дружеские отношения.
Принято рассматривать несколько функций виртуальных социальных сетей:
- Формирование профиля (создание страницы с личной информацией), связанного с профилями других пользователей;
- Формирование списка контактов, с которыми планируется поддержка связи;
- Определение возможности просмотра списков, включая переход к спискам других пользователей.
Особенности дружбы в социальных сетях
Категория дружбы в виртуальном мире несколько отличается от привычного понимания. Она больше наполнена формализованным смыслом, лишенным интимности. Друзьями в социальных сетях, как правило, выступают знакомые и незнакомые пользователи, которые вступили в отношения друг с другом на основе общих интересов и личного выбора.
Дружба в социальных сетях институционально представляет собой способ поддержки. Люди здесь выполняют обмен моральными (психологическими) ресурсами. Большинство дружеских связей в социальных сетях опосредовано личными контактами, при этом незнакомые люди появляются в дружеских контактах значительно реже.
В работах западных авторов содержится идея о том, что дружеские контакты в социальных сетях относятся к категории слабых связей. Так, в среднем пользователи общаются только с 10-20% своих виртуальных друзей. Некоторые психологи придерживаются такой точки зрения, что социальные сети даже создают препятствия формированию контакта между людьми, давая только иллюзию общения.
Психология рассматривает несколько проблем, касающихся дружбы в социальных сетях. Также ученых интересует вопрос потенциала использования слабых социальных связей как пользовательского сетевого капитала.
Для изучения психологических особенностей дружбы и определения потенциала применения виртуальных социальных сетей в качестве «сетей поддержки» (определенного социального капитала пользователей) мы рассмотрим социальную сеть «в контакте».
Социальный капитал — это ресурс, который трансформируется в реальную пользу или выгоду. Чаще всего сегодня именно социальные сети рассматриваются как важный мобилизационный и информационный ресурс. Отметим, что на эту тему еще совсем мало исследований.
Между тем, анализ отношений дружбы в виртуальных социальных сетях и использование социального капитала в них может способствовать пониманию логики проявляющихся сетевых общественных движений (протестов, городских и экологических движений).
Значение социальных сетей для формирования социального капитала
Благодаря существованию социальных сетей происходит расширение круга общения российских школьников. В результате они накапливают социальный капитал в реальном и виртуальном мире. У младших и старших школьников можно проследить отчетливую тенденцию к расширению круга общения в мире социальных сетей за счет «френдов» и «подписчиков».
Число социальных контактов практически половины 13–16-летних подростков сегодня уже эквивалентно количеству социальных связей взрослого человека. Такое явление, как прирост социального капитала, может быть обеспечено через возможность неограниченного расширения круга «френдов» и «подписчиков».
Вопреки опасениям взрослых людей, современный ребенок достаточно осознанно подходит к формированию сети виртуальной коммуникации. Тем не менее, большая часть школьников добавляют в свой список друзей не только реальное социальное окружение, но и пользователей, с которыми они знакомы через третьих лиц (друзей друзей). Также сюда добавляются виртуальные друзья, то есть пользователи, которых они встретили на просторах интернета в разных тематических сообществах, в онлайн-игре, на форуме, в чате или на определенном портале.
Среди доверенных лиц в подростковом возрасте, бесспорно, лидируют реальные друзья, виртуальные же «френды» занимают в иерархии межличностных отношений вторую позицию. Вне зависимости от того, что ребенок чаще всего характеризует дружбу в социальных сетях как фальшивую и «эмоционально пресную», он отдаст предпочтение виртуальным друзьям, а не реальным знакомым.
Более половины ребят, которые имеют «незнакомого друга» могут делиться с ним своими переживаниями, просят совет, ждут определенной помощи. Почти каждый второй доверит такому человеку свои секреты, а каждый третий расскажет о проблемах в семье, отношениях со сверстниками и родителями.
Сегодня в интернете в зоне личного пространства подростков, прежде всего, находятся реальные и виртуальные друзья. Если обратиться к кругам общения современного школьника в 13–16-летнем возрасте, то окажется, что виртуальные друзья окажутся ближе, нежели реальные. С виртуальными друзьями ребенок никогда не встречался, он не знает их лично.
Одновременно с этим подросток четко осознает отсутствие общего между реальной и виртуальной дружбой. Он понимает, что реальная дружба обладает большой значимостью по причине присутствия в ней таких компонентов, как непосредственная коммуникация, обмен эмоциями, наличие доверия, совместное времяпрепровождение, помощь.