Общие особенности детского рисунка
Детский рисунок представляет собой отражение внутреннего мира ребенка, который скрыт от глаз взрослых людей. Это то, что ребенок не всегда способен выразить словами. Психологи могут расшифровать рисунок и своевременно оказать ребенку помощь по необходимости.
В целом для рисунка ребенка бывает характерна одна из следующих особенностей:
- Слабый нажим карандаша, который говорит о пассивности и сниженном настроении;
- Сильный нажим карандаша, отражающий эмоциональную напряжённость и гиперактивность;
- Особенно сильный нажим (карандаш рвёт бумагу) – высокая конфликтность, агрессивность.
Рисунок является продуктом изобразительной деятельности, одной из форм проявления и характерным показателем развития. Зарождение изобразительной деятельности происходит уже в раннем возрасте. Оно достигает высшего развития в дошкольном периоде. Каждый человек на определенной стадии своей жизни, как правило, начиная с 2-3-лет, начинает с увлечением рисовать. К началу подросткового возраста данное увлечение в большинстве случаев проходит, при этом «верность» рисованию способны сохранить лишь художественно одаренные дети.
В первые годы жизни для ребенка особенно важным считается развитие сенсомоторной координации, зрения и моторики. Дети переходят от хаотичного восприятия пространства к усвоению понятий вертикали и горизонтали. Первые детские рисунки, которые появляются в этот период, естественно, имеют линейный характер. Рисование принимает участие в создании зрительных образов. Оно способствует овладению формами, координации перцептивных и моторных актов.
Психологические аспекты рисунка
Если обратить внимание на характерные особенности детского рисунка, то можно увидеть четкое отражение стадий развития зрительно-пространственного (двигательного) опыта ребенка. Его ребенок принимает за основу в ходе создания рисунка. Дети до 6 лет не способны признать пространственное изображение, рисуя лишь вид спереди или сверху. Обучение здесь не будет эффективным. Даже если дошкольник посещает кружок рисования, то в неформальной обстановке предпочтет выполнять изображения, соответствующие его уровню развития.
Для изобразительной деятельности необходимо согласованное участие большого числа функций. Многие психологи считают, что детское рисование помогает согласовать межполушарное взаимодействие. В ходе рисования происходит координация конкретно-образного мышления, которое связано в основном с деятельностью правого полушария, а также абстрактно-логического, за которое отвечает левое полушарие.
Можно проследить связь рисования с мышлением. Ребенок осознает окружающий мир. Это происходит быстрее, чем у него накапливаются слова и ассоциации. Таким образом, рисование предоставляет возможность более легко и образно выражать то, что дошкольник знает и переживает.
Детское рисование в психологии рассматривается в качестве одного из видов аналитико-синтетического мышления. Создавая рисунок, дети как бы формируют заново объект или мысль. Они могут оформлять с помощью рисунка собственное знание, изучают закономерности, которые относятся к предметному и социальному миру. Дошкольник, как правило, рисует не сам предмет, а обобщенное знание о нем. Он обозначает индивидуальные составляющие элементы только посредством символических признаков.
Рисование связано с несколькими важными психическими функциями:
- Речь,
- Зрительное восприятие,
- Моторная координация,
- Мышление.
Оно не просто способствует развитию каждой функции, но и способно связывать их между собой. Это дает возможность ребенку упорядочить знания, которые бурно усваиваются. Так, происходит фиксация модели все более усложняющегося представления об окружающем мире.
Этапы развития детского искусства рисовать
На самой первой стадии графическая деятельность детей не представляет собой собственно рисование. Это так называемая доизобразительная стадия графической деятельности, при которой карандаш и бумага первоначально не могут выступать в качестве специфических орудий. На этом этапе можно наблюдать их использование не по назначению.
Первые графические проявления начинают возникать случайно. Они выглядят как возможные результаты манипуляций с карандашами и листом бумаги. Важную роль здесь играет механизм подражания. Ребенок наблюдает действия взрослых людей, пытаясь копировать их.
Самая ранняя стадия развития детского рисунка — это этап штрихов, которые лишены смысла. Используя их, дети еще не проявляют попытки выражать какое-либо определенное содержание. Главное для него в это время — оставить след на бумаге. Его ребенок оставляет сам, по сути, осуществляя едва ли не первые продуктивные действия. Маленький человек испытывает наслаждение уже от того, что ощущает себя виновником появления определенного продукта.
В 4-5 лет происходит вступление в следующую стадию — схематичное изображение. Этот этап продолжается долгое время, в течение которого примитивные изначально схемы постепенно начинают наполняться все более значимым содержанием. Например, человека юный художник сначала изображает чрезвычайно упрощенно (например, фигура, состоящая из двух основных частей — головы и туловища в виде палочки).
Следующим этапом развития рисунка считается этап правдоподобных изображений. Для него характерен постепенный отказ от схемы и попытки воспроизвести настоящий вид предметов.
Далее можно увидеть рисунки различной степени совершенства. Этот процесс полностью зависит от индивидуальных художественных способностей, не обладая в своей основе какой-либо общей закономерностью. Дошкольник начинает переходить к более высокому уровню абстракции.