Общее недоразвитие речи: особенности, причины, проявления
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это стойкие нарушения компонентов речевой системы (фонетики, грамматики, лексики), которые проявляются при сохранности слуха и интеллекта.
Наиболее яркими симптомами ОНР являются следующие проявления: речь ребенка непонятна никому из взрослых, либо речь так и не сформировалась к 5 годам (первые слова появляются к 3-5 годам), речь не согласована, грамматически и фонетически не сформирована.
При ОНР могут проявляться также проблемы в познавательной, мыслительной и двигательной сфере: сложности с концентрацией внимания, его устойчивостью, довольно маленький запас вербальной памяти, затрудненность логического мышления, хотя в целом, интеллект ребенка сформирован и соответствует возрасту. Более того, ребенок понимает речь других людей, но сам выразить свои мысли не может. Ребенок может быть замкнутым, необщительным, не проявлять интереса к игрушкам, книгам и т.д.
ОНР может быть разным по степени тяжести:
- 1 уровень - сформированная и разборчивая речь отсутствует полностью, ребёнок активно подключает жесты и мимику
- 2 уровень - речь небогатая и слабая, словарный запас ограничен, но несколько оформленных фраз и словосочетаний выработаны
- 3 уровень - речь односложная, грамматически неустойчивая, смысловая сторона речи еще не разработана
- 4 уровень - речь развита, словарный запас средний, но непосредственно формирование логически связной речи еще затруднено
Причины развития ОНР могут быть следующие:
- неблагоприятное течение беременности у матери (инфекционные заболевания, токсикозы, стрессовые воздействия, родовые травмы, применение опасный медикаментов, гипоксия плода, резус конфликт)
- частые инфекционные заболевания ребенка
- черепно-мозговые травмы
- неблагоприятная окружающая обстановка: недостаток внимания и развития со стороны родителей, грубое обращение, социальная депривация
Точная диагностика заболевания возможна при комплексном обследовании у логопеда. Наиболее сензитивный возраст - от 3 до 5 лет, поскольку первые 3 года жизни ребенка - это период формирования речевых функций.
Клинико-психологические особенности детей с ОНР
Для данной категории расстройств характерно нарушение восприятия, особенно зрительного (отмечается отставание в развитии зрительного восприятия от нормы). Оно проявляется в недостаточной целостности и сформированности образа объекта. На уровне простого узнавания объектов у детей с ОНР не наблюдается отличий от нормы, но при усложнении задания (в ситуации наложения объектов, помех) наблюдается увеличение времени различения, даются ошибочные ответы. Нередко при сопоставлении фигур дети с ОНР ориентируются не на форму объектов, а на их цвет.
Помимо зрительного восприятия, у детей с ОНР наблюдается нарушение и буквенного восприятия: им сложно дается различение обычных букв и их зеркального отображения, вызывает трудности различение букв при наложении друг на друга. Довольно затруднительным бывает название написанных букв как письменных, так и печатных, которые представлены хаотично.
Нарушения также проявляются и при пространственной ориентировке: наблюдаются сложности с ориентацией “право” и “лево”, а также сложности с ориентацией в своем теле. Особенно ярко нарушения пространственной ориентации проявляются в рисовании: работы как правило довольно бедны по содержанию, примитивны и имеют яркие пространственные искажения.
Касательно познавательных аспектов, внимание детей с ОНР отличается неустойчивостью, низкой произвольностью и концентрацией. Детям сложно дается сосредоточение на какой-то задаче, планирование действий, целеполагание. Большие проблемы обнаруживаются при концентрации на словесных инструкциях. Распределяемость внимания также не развита: детям сложно распределять внимание между речевой деятельностью и двигательной.
Мнемические функции имеют следующие особенности: зрительная память не отличается от нормы, а вот слуховая заметно снижается со снижением речи, и продуктивность запоминания в целом имеет более низкие показатели. В результате дети опускают какие-то моменты из инструкций, путают их.
С точки зрения самоорганизации, отмечается сниженность эмоционально-волевой регуляции, инертность, быстрая истощаемость нервных процессов.
Также проявляются и ограничения в двигательной сфере: нарушена мелкая и общая моторика, координация движений.
Психолого-педагогические особенности детей с ОНР
Поскольку нарушения затрагивают и эмоционально-волевую сферу развития, то у детей отчетливо проявляются сложности, связанные с эмоциональной экспрессией: им сложно вербализовать свои эмоции, мимически выражать их (особенно сильные эмоции: гнев, страх). Встречаются сложности эмоционального отражения смыслового содержания коммуникации. В эмоциональной сфере присутствует как неустойчивость, раздражительность и импульсивность, так и чрезмерная пассивность и инертность эмоциональных процессов.
Нарушения восприятия влияют также и на процессы самовосприятия, здесь также проявляются две грани: либо это завышенные притязания и самооценка, либо заниженные. Но в любом случае, элемент фрагментарности представлений о себе и неадекватности самооценки присутствует.
С точки зрения коммуникации со сверстниками, у детей с ОНР наблюдается ограниченность речевых стратегий, порой даже отсутствует интерес к другим ребятам и к игровой деятельности: она отличается бедностью сюжета, низкой речевой активностью. Низкий уровень развития сотрудничества также проявляется и в совместной деятельности: ребята ориентируются только сами на себя, не обращая внимание на то, что делают другие.
Поэтому при работе с ребятами с ОНР очень важна организующая деятельность педагога, иначе совместная деятельность привести к хаотичным проявлениям, возбудимости или депривации со стороны других детей.