Сиротство — это отрицательное общественное явление, которое проявляется в образе жизни детей, утративших по какой-либо причине присмотр родителей.
Выделяют несколько типов сирот:
- Дети, не достигшие совершеннолетнего возраста, чьи родители умерли
- Дети тех родителей, которые лишены родительских прав
- Дети тех родителей, которые отказались от родительских прав
- Дети, которые почти всю свою жизнь проводят в интернате, а родители не участвуют в их воспитании
- Дети, которые живут с такими родителями, которым нет дела до ребенка
Причины сиротства
К причинам сиротства можно отнести:
- Ухудшение материального положения
- Межнациональные и другие конфликты
- Урбанизация
- Кризис в сфере образования
- Кризис в сфере воспитания
Данные причины можно наблюдать во многих странах. К тому же, все они очень плохо влияют на сложившиеся семьи и разрушают их. Стоит отметить, что снижается уровень и частота рождаемости, а количество неполноценных семей возрастает. Именно по этой причине появляются дети, у которых нет постоянного места жительства, дети-изгои, а также беженцы. Дети, потерявшие своих родителей, существуют в таком мире, где в отношениях между личностями каждая из них играет не одну, а множество разных ролей.
Неблагоприятными факторами, которые ведут к разрушению семей, являются материальные трудности родителей, бытовые проблемы, безработица, неправильные отношения, безразличие и многие другие.
Из отрицательных факторов сиротства можно выделить рост числа неполных семей. Не менее важной причиной представляется преждевременная смертность, которая связана с неестественными причинами. Стоит отметить, что данный вид смертности в последнее время прогрессирует.
Психологические особенности детей-сирот
У детей, которые потеряли своих родителей по какой-либо причине, характерна социальная депривация. Также, стоит отметить, что такие дети часто бывают отсталыми в психическом развитии, заторможенными, эмоционально неустойчивыми, склонными к патологическим фантазиям.
У детей-сирот часто возникают различные отклонения и нарушения в интеллектуальной сфере. Они не способны нормально учиться и усваивать ту информацию, которую дает им учитель. Часто они просто бывают рассеянными и задумчивыми, что мешает им принимать и обрабатывать важные общеобразовательные сведения. Исключением здесь могут быть только те области, которые на самом деле интересны ребенку. Дети-сироты нерегулярно, а иногда и вообще не посещают школу. Стоит отметить, что у большинства таких детей родители сами имели низкий уровень интеллекта. Детей-сирот никто не мотивирует к процессу познания и успешной учебной деятельности. В результате такие дети очень сильно отстают от своих сверстников, которые живут в нормальных и полноценных семьях.
Когда связь ребенка и его родителей разрывается, могут начать формироваться психические расстройства. Эти расстройства выражены сильнее, если ребенок очень рано потерял своих родителей. В раннем детском возрасте такой разрыв приводит к появлению нарушений в развитии. Может появиться отставание в общем развитии, речевом развитии, а также недостаточное развитие мимики. Через некоторое время у таких детей наблюдаются нарушения в эмоциональном плане. Дети не могут правильно и полностью выражать свои чувства. Они боятся, их постоянно что-то тревожит. У детей-сирот могут быть проблемы при общении с окружающими. Одни боятся заговорить со своими знакомыми или просто завести друзей, а другие страдают от недостатка чувства дистанции при общении.
Тип личности, который формируется в результате отдаления матери, называют безэмоциональным. Такие дети не проявляют свои эмоции, все держат в себе и накапливают негативные эмоции и мысли. Данный тип детей не умеет налаживать отношения со сверстниками и взрослыми людьми. В результате это приводит к чувству неполноценности, страхам, фобиям, депрессии и низкой самооценке. Такие дети думают, что весь мир настроен против них.
Все проблемы психологического характера у детей-сирот зависят от недостатка родительской ласки, любви, доверия. Данный фактор оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Он может стать главной причиной уязвимости ребенка, его эмоциональной холодности и недоверия ко всем окружающим.
У детей, которые воспитываются в детском доме, можно наблюдать противоположные психологические проблемы. Ведь сначала они жили в теплых и доверительных отношениях с родителями, а потом оказались без родителей в чужом для них месте. Такие дети могут страдать от частных невротических срывов.
У детей-сирот можно наблюдать такие психологические особенности, которые связаны с неудовлетворенностью в межличностных отношениях. Причем эта неудовлетворенность может быть как на ранних, так и на поздних этапах развития личности. У детей, которым не хватало родительского тепла и заботы, можно заметить невротические расстройства, проблемы в коммуникации, учебе и другой деятельности.
Дети, которые воспитывались без родителей с самого рождения, отличаются своими глубокими личностными нарушениями и различного рода нарушениями. Когда у ребенка часто меняются люди, которые о нем заботятся, он к ним сильно привязывается, а в дальнейшем чувствует незаинтересованность в отношениях с социумом. Ведь образ взрослого у таких детей не может быть хорошим. Ребенок просто перестает доверять этим людям, а затем и всему окружающему миру.
Разрушение отношений между ребенком и матерью приводит к эмоциональным расстройствам, неврозам, депрессиям, гневу, неприязни. Когда происходит нарушение отношений между мамой и ребенком, у детей формируется склонность к частым агрессивным срывам, импульсивности при общении, непостоянству в связях с противоположным полом и друзьями. Дети-сироты очень часто страдают всю свою жизнь. Они не могут завести себе друзей, нормальную семью. Очень трудно им найти нормальную работу, которая будет приносить постоянный доход. Также они часто бывают очень одинокими.