Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические основы игровой деятельности

Определение 1

Игровая деятельность – это особая сфера активности человека, в которой личности не преследует никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления собственных физических и духовных сил.

Психологические критерии игровой деятельности

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов в психологии является вопрос о психологических критериях игры. Это обусловлено тем, что именно игра во многом определяет культуру целого народа и при этом наглядно показывает психологические и личностные особенности отдельного человека.

Замечание 1

Четкое определение психологических критериев игры позволяет создать необходимые условия для ее полноценного становления и последующего развития, а также обеспечения использования игровой деятельности во вспомогательных целях.

Статья: Психологические основы игровой деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Психологические критерии игровой деятельности:

  1. Наличие игрушки – действие с игрушками определяет ход игровой деятельности, ее развитие и широту. Первоначально дети не владеют всеми действиями, которые можно совершать с игрушками, в этой связи их игровая деятельность однообразна. Со временем ребенок расширяет свои знания об игрушке и действиях с ней, начинает шире применять в игровой деятельности, что делает ее разнообразнее, глубже и богаче.
  2. Наличие игровой роли – выделение роли в игровой деятельности позволяет ей приобрести сюжет и статус ведущей деятельности ребенка. Анализ игровой роли, как одного их психологических критериев игровой деятельности, позволяет выделить и понять специфику игры, ее значимость для развития ребенка.
  3. Наличие мнимой или воображаемой ситуации – критерий, предложенный Л.С. Выготским, представляет собой смысловой план игры. Посредством воображаемой ситуации, играющий как бы дает осмысление используемой игрушке или предмету, а также совершаемым с ними игровым действиям (роли).
«Психологические основы игровой деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, основными психологическими критериями игровой деятельности является наличие в ней игрушки (замещающего предмета), игровой роли (действий) и наличие воображаемой ситуации. В случае, если все три критерия находятся в совокупности можно говорить об успешности организованной игровой деятельности и ее полезности для психического и личностного развития играющего.

Кроме того, наличие всех трех критериев позволяет отличить игровую деятельность от иных видов деятельности, а также использовать ее в реальной жизни. Важным является не просто наличие указанных психологических критериев, а их неразрывность и взаимосвязанность.

Психологическая позиция человека в игровой деятельности

Важное значение в психологической основе игровой деятельности имеет то, какое место занимает в ней играющий. С точки зрения психологии, субъект игровой деятельности находится одновременно и «внутри игры», и «вне игры».

Позиция субъекта игровой деятельности «вне игры» необходимо для того, чтобы управлять совершаемыми игровыми действиями и всей игрой в целом. Кроме того, данная позиция позволяет использовать игрушки и предметы-заместители.

Позиция «внутри игры» «дает» играющему понять специфику игровой деятельность, то есть, как бы предоставляет «ключ» от игры. При этом субъект одновременно выступает и как человек и как тот, чью роль он играет.

Анализ позиций субъекта игровой деятельности позволяет наглядно представить всю специфику той воображаемой ситуации, в условиях которой происходит игра, понять расхождение ее смыслового и оптического поля.

Позиция «вне игры» может быть рассмотрена с точки зрения той деятельности, которую совершает субъект в воображаемом пространстве, а позиция «внутри игры» характеризует смысл игровой деятельности. При этом важно отметить, что данные позиции не должны совпадать друг с другом, так как именно это несовпадение и позволяет отличить игру от «не игры».

Присутствие субъекта одновременно как «вне игры» и «внутри игры» обеспечивает не только успешное и продуктивное развитие игровой деятельности, но и позволяет индивиду развиваться в онтогенезе, используя для этого игровую деятельность как вспомогательный элемент.

Замечание 2

Таким образом, включенность субъекта в игровую деятельность, условное разделение его на «себя внутри игровой деятельности» и на себя «вне игровой деятельности», является одним их из обязательных требований при организации игровой деятельности.

Психологические особенности игровой деятельности

Одной из основных особенностей игровой деятельности является позиция играющего, которая связана с разделением субъекта на «играющего» и «самого себя», исполняющего определенную игровую роль.

Так, играя, ребенок переживает одновременно эмоции как руководитель игровой деятельность и как герой, за которого он выполняет роль. Например, ребенок играет в больницу, он выполняет роль врача. В этом случае, ребенок испытывает положительные эмоции от того, что может «примерить» на себе роль врача, почувствовать себя доктором. В процессе игры, к нему обращается за помощью «пациент», которого он успешно «лечит». К той радости, что он испытывал в начале игры (радость от себя «вне игры»), добавляется радость за доктора, который смог помочь (радость от себя «внутри игры»). При этом ребенок переживал и эмоции «внутри роли», такие как волнение за пациента, сопереживание и т.д.

Одновременная позиция внутри игры и вне ее позволяет использовать игровую деятельность как средство для организации других деятельностей и обеспечивает развитие личностных и психических качеств субъект игры (сопереживание, эмпатия и т.д.). Кроме того, такая двойственная позиция играющего позволяет ему научиться со своими эмоциями, управлять собственными действиями. Именно и позволяет использовать игровую деятельность в реальной жизни.

Таким образом, одновременная позиция субъекта в игровой деятельности и вне ее как критерий игровой деятельности, позволяет целенаправленно формировать игру в онтогенезе, он обеспечивает использование игры в реальной жизни, он непосредственно связан с тем значением, которое имеет игра для психического и личностного развития.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot