Проблема управления самим собой в широком смысле — это проблема самоуправления потенциалом личности. В динамичных и мобильных условиях современности исследование ресурсов самоуправления личности становится актуальным по причине постоянного дефицита ресурса времени и неумения управлять им.
Особенности ресурсов самоуправления личности
Ресурсы самоуправления личности проявляются через такие качества, как способность управлять собой, самоорганизованность, самодисциплинированность, самореализация, самоконтроль. Специалисты считают, что умелое и эффективное управление любым крупным объектом связано с такими основополагающими понятиями, как лидерство и руководство. Обладать этими качествами может только личность, у которой есть все ресурсы самоуправления.
Проблемы раскрытия личностного потенциала, определения ресурсов самоуправления личности, управления человеческими ресурсами и практического менеджмента рассматривали такие современные отечественные ученые, как С.Ю. Ключников, В.И. Добреньков, И.Д. Ладанов, В. Шипилов и др.
Многие исследователи пытались выявить и довести до заинтересованных лиц теоретические и практические положения самоуправления потенциалом личности. Это происходило с точки зрения светской науки, интегрированной с элементами систематизированных знаний в последовательной и доступной форме.
Большое внимание в последнее время уделяется такому понятию, как самоуправление лидерством. Всесторонний анализ и исследование проблемы самоуправления потенциалом личности способны открыть перед личностью большие возможности. Человек может благодаря этому более полно использовать свои скрытые ресурсы, что позволяет ему поверить в свои возможности для применения их с максимальной отдачей для себя и общества.
Самоуправление, как правило, рассматривается в качестве сознательного самовоздействия личности. Оно производится с целью эффективного использования своих способностей и возможностей в пределах многогранной деятельности. Очевидно, что ресурсы самоуправления личностью не развиваются сами и не возникают из ничего. Они формируются лишь при наличии решительных действий.
Исследования ресурсов самуправления личности
Основные подходы к исследованию ресурсов самоуправления личности (социальной активности) были отмечены в истории социально-философской мысли. Причины возникновения ресурсов самоуправления и активности интересовали ученых всех времен. Они считали, что только при выявлении сущности и причин этих категорий, возможна разработка механизмов повышения социальной активности.
Первый раз интерес к феномену активности человека начали проявлять античные философы. В Средневековье философия отмечала больше активность Бога, а не человека. В эпоху Возрождения уже начинаются разговоры о праве личности на развитие и проявление ее способностей. Философия Нового времени и Просвещения существенно расширяет представления о социальной активности личности и ресурсах ее самоуправления.
Исследования в рамках немецкой классической философии развивали научные представления о причинах и факторах социальной активности человека. Они позволили определить значимость самопознания и самоуправления индивида через проявление его волевых качеств в развитии активности.
В российской науке было несколько подходов к анализу ресурсов самоуправления личности, которые чаще всего рассматривались в качестве ресурсов социальной активности. Они были в то время основаны как на религиозных, так и светских принципах. Современные представители философской мысли начали исследование причин, условий социальной активности человека со следующих точек зрения:
- Успешность процесса идентификации личности;
- Модернизация социума;
- Изменение ценностных ориентиров личности.
Самореализационная теория личности в отношении самоуправлению позволила определить то, что, только самореализуясь, личность способна сформировать собственное духовное богатство, включая ценности, установки и ориентации.
Диалектика самоуправления и социальной активности представлена в трудах Е. В. Грунта, В. Я. Саленко. Они отмечают, что, с одной стороны, самоуправление — это результат активности социального субъекта в управлении коллективом. С другой стороны, ресурсы самоуправления становятся в то же время и условием, средством развития социальной активности человека.
Особенности исследования ресурсов самоуправления личности
Несмотря на долговременную исследовательскую традицию, вопрос самоуправления и психологической саморегуляции остается очень актуальным в отношении деятельности и состояния личности. Для психологического исследования ресурсов самоуправления личности и их развития используются различные инструменты, которые были разработаны, главным образом, в русле разного понимания саморегуляции.
Так, модель самоуправления (саморегуляции) Ю. Куля — это одна из методически оснащенных попыток подобной интеграции. Она представляет собой составляющую его теории взаимодействий личностных систем. Автор предложил ее для осуществления функционального анализа архитектуры личности, которая стоит за мотивацией и саморегуляцией.
Интегральное понятие модели — это исследование самоуправления. В этом случае оно понимается в качестве источника волевого поведения. В категорию воли автор включает способность договариваться с собой, услышать самого себя, выделять и следовать тому, что важно и полезно.
В исследованиях процессы самоуправления понимают как высший уровень сложных когнитивных процессов. Так, более низкий уровень состоит из процессов переработки информации. Куль предлагает в зависимости от того, на что направляется фокус процессов, развести саморегуляцию и самоконтроль.
Детализируя собственную модель автор выделяет 5 групп компонентов самоуправления. Они включают:
- Саморегуляцию,
- Самоконтроль,
- Развитие воли,
- Доступ к самому себе,
- Переживание общего жизненного стресса.