Концепция человека Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452-1519) – гениальный художник, конструктор машин, инженер, знаток анатомии человека, ученый – энциклопедист, архитектор, скульптор и мыслитель эпохи Возрождения.
В своих исследованиях Леонардо да Винчи стремился восстановить роль чувственного познания психологии человека. По его мнению, все ценности, которые создает человек, воспринимаются лишь через чувственное познание их закономерностей.
В понимании природы и сущности чувственного познания Леонардо да Винчи преодолевает устоявшиеся на тот момент механистические традиции, в соответствии с которыми чувственное познание рассматривается как непосредственный контакт органа восприятия и конкретного объекта.
Помимо чувственного познания, Леонардо да Винчи указывает на особую значимость такого человеческого органа как глаз. Обусловлено это тем, что именно с помощью глаз люди способны воспринимать окружающую действительность и ее внутренние связи. Совмещение глаз и рук позволяет человеку не только познавать окружающий мир, но и создавать различные творения. Именно эти творения выступают в качестве посредников между человеком, его познанием и источником познания.
В своих трудах да Винчи стремится соединить искусство и естественные науки. Такое стремление в эпоху античности считалось дурным, так как познавательная ценность отводилась исключительно разуму божественной природы. Поэтому фантазия да Винчи, осуществляемая в данном направлении, была своеобразным прорывом, так как он посредством воображения и фантазии уподоблялся природе.
Психологические идеи Леонардо да Винчи были основаны на знаниях об анатомии и биомеханике организма человека. В этой связи он достаточно точно объяснял все психические процессы человека, опираясь не только на эстетическое познание, но и на практические примеры из жизнедеятельности.
Одним из наиболее известных рисунков Леонардо да Винчи является «витрувианский человек», который был изображен в 1492 году, в качестве одной из иллюстраций к дневнику Леонардо. Суть данного рисунка состоит в том, что в наложенных друг на друга круге и квадрате запечатлена обнаженная мужская фигура в разных позах. Рукопись, которая содержит данный рисунок, еще принято называть «каноном пропорций» или «пропорциями человека». В данный момент эта работа находится на хранении в одном из музеев Венеции. Выставляется она крайне редко, так как данный экспонат считается уникальным и представляет собой ценность не только как произведение, но и как предмет исследования.
В процессе исследования психологии человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению поведения разнообразных животных. Это делалось для того, чтобы как можно полнее изучить двигательную активность живого существа. Исследования, которые Леонардо да Винчи проводил на лягушке, стали основной нервно-мышечной физиологии в ХIХ в.
Таким образом, вклад Леонардо да Винчи в разные научные области неоценим, его исследования являются фундаментальными для многих современных наук.
Представления Леонардо да Винчи о человеке и его внутреннем мире
Психологические идеи Леонардо да Винчи дошли до нашего времени в виде рукописей, дневников и манускриптом. В них на протяжении своей жизни да Винчи собирал и накапливал знания об анатомии и физиологии человека, его душевных состояниях и внешнем выражении данных состояний. Считается, что все свои записи и рукописи да Винчи планировал позднее оформить в виде своеобразной энциклопедии Человека, включающей в себя сведения обо всех этапах жизнедеятельности человека с момента его рождения и до глубокой старости.
Особое место в исследованиях Леонардо да Винчи отводится изучению особенностей психики и поведения человека, что свидетельствует о том, что он придавал этим вопросам большое значение.
Леонардо да Винчи занимался исследованием психики человека, что крайне необычно для того времени. Необычными являются и средства, с помощью которых он осуществлял эти исследования. Основным средством да Винчи было искусство, в этой связи его относят к основоположникам художественного психологизма.
Художественный психологизм – это направление в психологии, которое занимается исследованием и описанием внутреннего мира человека средствами языка искусства.
По мнению Леонардо да Винчи, искусство, а именно художественное творчество, при его правильном применении, помогает раскрывать психолого-исторические предпосылки развития личности, познавать высший уровень психики человека.
Современники по разному трактуют исследования Леонардо да Винчи. Некоторые видят значимость использования творчества в качества средства по решению ряда научных проблем из области психологии. Объясняют они это тем, что ряд проблем можно представить в наглядных образах. Другие считают, что творчество не позволяет посмотреть на проблемы психологии абстрактно, осмыслить их с теоретической точки зрения.
Интерес к психологии человека со стороны Леонардо да Винчи вызван тем, что он в большей степени осознавал себя художником, стремящимся понять сущность души и тела человека.
Тело воспринималось им как совокупность соков и частей, необходимых для успешной жизнедеятельности, в то время как душа представляет собой субстанцию, которая выбирает для своего существования определенное тело. Такое определение природы тела и души характеризует да Винчи как типичного представителя эпохи Возрождения, где психическое понималось как душа, активная в определенной телесной оболочке.
Представления о психической жизни человека Леонардо да Винчи отождествлял с атрибутами и проявлениями активного, живого и действенного начал в человеке. Каждый человек имеет свою индивидуальность, которая и выражается в особенностях внутреннего психического склада человека, а именно в его внешних чертах (поведение, поступки, действия и т.д.).
Пытаясь проникнуть в суть психической деятельности человека, Леонардо остается верен своему главному принципу — опыту Глаза, обобщая психологические открытия языком столь высоко ценимой им «науки живописи».