Пищевое поведение и основы его формирования
Есть для того, чтобы жить или жить для того, чтобы есть? Эта видоизмененная фраза Сократа отражает тот факт, что еда в жизни человека имеет важное значение, либо как средство существования, которое дает нам энергию и возможности реализовывать себя, либо как источник наслаждения и цель деятельности. Каждый выбирает сам.
Но как бы там ни было, пищевое поведение каждого человека - это результат многокомпонентного процесса формирования вкусовых и пищевых предпочтений, на который влияет множество факторов.
Во-первых, это чисто физиологический фактор - для полноценного функционирования и развития организма нам нужно соотношение определенных пищевых элементов (белки, жиры, углеводы, соли, вода, микро- и макроэлементы), сочетание которых соответствует полу, возрасту, а также тому роду деятельности, который наиболее актуален для нас.
Во-вторых, это психофизиологический фактор - наше пищевое поведение формируется благодаря двум противоположным чувствам: голода и насыщения. Здесь помимо чисто физиологической основы включаются уже и психологические факторы, влияющие на наш пищевой выбор: внешний вид еды (запах, цвет, подача), обстановка, в которой совершается прием пищи, эмоциональное состояние человека и его когнитивные установки по отношению к еде (представления человека о том, как данная еда влияет на организм, полезна ли она, в каких условиях ее следует потреблять, в каких размерах).
Таким образом, чувство голода и насыщения не работают в изоляции: нам уже недостаточно просто съесть кусок мяса, только что пойманного кролика, чтобы насытиться. Человек эволюционировал, и его потребности тоже. Поэтому насыщение наступает только по совокупности всех вышеперечисленных факторов: внешний вид еды, обстановка, эмоциональное и когнитивное состояние человека.
Психологические аспекты формирования пищевого поведения
Определяющим психологическим фактором формирования пищевого поведения является кормление ребенка в период младенчества. Грудное вскармливание - это самый первый опыт взаимодействия человека и пищи. И то, как это происходит, оказывает значительный эффект на последующие отношения человека с пищей. Качество привязанности ребенка и матери, ее эмоциональное отношение к этому процессу определяют нормальное или патологическое пищевое поведение.
Самооценка человека, целостность его представлений о себе, своей Я-концепции, принятие своего тела - все эти компоненты влияют на различные формы нарушений расстройств пищевого поведения: анорексия, орторексия, булимия, компульсивное переедание и другие виды.
Довольно распространенным психологическим фактором, влияющим на пищевое поведение, является наличие стрессогенных факторов в жизни человека. Стресс может спровоцировать как отказ от потребления пищи, так и чрезмерное ее употребление (заедание стресса).
Склонность к перееданию характерна в большей степени для людей с неврозами, так как им сложно дифференцировать чувство голода и собственную тревожность. Для них чувство голода и тревога взаимосвязаны. То есть внутреннее напряжение, которое возникает, является сходным с внутренним чувством голода.
Склонность к перееданию во время стресса обнаруживается и у тех людей, которые регулярно сидят на диетах. Так происходит в силу того, что стрессовый фактор ослабляет самоконтроль, необходимый для поддержания диеты, и человек в итоге “срывается”.
Стресс способствует также формированию избирательности в еде: многие люди склонны питаться фастфудом, потому что в стрессе они не способны полноценно переваривать пищу. Дневниковый метод, часто используемый при коррекции пищевого поведения, показывает, что увеличение числа стрессогенных факторов в жизни человека повышает и число перекусов.
Социальные факторы пищевого поведения
Пищевое поведение можно рассматривать как результат процесса научения. Во многих экспериментах по социальному научению выявлено, что многие дети склонны пробовать какую-то пищу, если видят, как это делают родители или старшие братья и сестры.
В том числе, данный тип научения актуален и для формирования нарушений пищевого поведения: дети видят, как близкие и значимые люди что-то перекусывают впопыхах, или ограничивают себя. В том числе, именно период детства определяет основные установки и представления человека о частоте приема пищи, ее размерах и т.д.
Еще одним типом научения, отражающим суть социальных факторов формирования поведения, является оперантный тип, в котором основную роль играет “поощрение” или “наказание” определенных видов поведения, а вознаграждение гораздо более значимо с точки зрения формирования поведения, так как запреты определяют обратную реакцию - интерес попробовать “вредной” еды.
Интересно в данном контексте проявляется механизм контроля: открытый и закрытый. В первом случае, родители целенаправленно запрещают “вредную” пищу, вводят санкции за ее потребление и т.д. А во втором - нездоровая пища просто не покупается и не держится дома, но открытых запретов на нее нет. Исследования показывают, что вариант скрытого контроля более эффективен.
Помимо научения, социальные факторы формирования пищевого поведения раскрываются в следующих аспектах:
- прием пищи - как один из способов коммуникации. Принимая пищу вместе с кем-то мы также и общаемся в этот момент, раскрываем самих себя и т.д.
- определенная пища отражает статус, уровень заработка и достатка человека
- еда как средство культурной и этнической идентификации: прием и приготовление национальных блюд
- еда как средство контроля: над собой (здоровое питание), над своей семьей (монополия на приготовление пищи)
Помимо того, на формирование пищевого поведения влияют реклама, средства массовой информации, вкусовые предпочтения известных людей.