Педагогическое общение — это специфическая форма межличностного взаимодействия педагога и воспитанника (ученика). Оно опосредовано усвоением знаний и становлением личности в учебно-воспитательном процессе.
Особенности и модели педагогического общения
В науке педагогическое общение определяется в качестве взаимодействия субъектов педагогического процесса. Он осуществляется с помощью знаковых средств и направлен на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение представляет собой неотъемлемую составляющую педагогической деятельности. Без него не представляется возможным достижение целей обучения и воспитания.
Педагогическое общение — это основная форма осуществления педагогического процесса, продуктивность которой предопределяется, прежде всего, целями и ценностями общения. Последние должны приниматься всеми субъектами педагогического процесса как императив их индивидуального поведения.
Основной целью педагогического общения является передача общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагогов учащимся. Также одна из целей состоит в обмене личностными смыслами, которые связаны с исследуемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление индивидуальности, проявление новых свойств и качеств учащихся и учителей.
Помимо информационной функции педагогическое общение выполняет ряд других:
- Контактная функция, помогающая установить контакт как состояние обоюдной готовности к приему/передаче учебной информации и поддержки взаимосвязи в форме постоянной взаимной ориентированности;
- Побудительная функция, стимулирующая активность учеников и направляющая их на выполнение тех или иных учебных действий;
- Амотивная функция, которая побуждает в учащемся необходимые эмоциональные переживания («обмен эмоциями»), а также изменяет его с помощью собственных переживаний и состояний.
Педагогическое общение ориентируется не только на достоинстве человека в качестве важнейшей ценности. Большую роль для продуктивного общения играют этические ценности, включая честность, откровенность, бескорыстие, доверие и др.
Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся
Существуют различные причины, которые делают общение одним из сильнейших факторов, участвующим в формировании личности. Многие видят его воспитательное значение лишь в том, что вступающие в общение партнеры получают благодаря ему возможность передавать друг другу знания об окружающем мире.
Воспитательная роль педагогического общения состоит не только в том, что оно способно расширить общий кругозор, способствуя развитию психических образований человека. Они требуются для успешного выполнения деятельности, которая обладает предметным характером. Воспитательная роль также представлена тем, что оно становится непременным условием формирования общего интеллекта, включая различные перцептивные, мнемические и мыслительные характеристики.
Психологические факторы затрудненного педагогического общения связаны со следующими аспектами:
- Требованиями, которые учитель предъявляет к вниманию, восприятию, памяти, воображению и мышлению учеников;
- Задачами, которые ставят педагоги перед учащимися;
- Уровнем активности.
Все это предопределяет конкретное сочетание различных характеристик, влияющих на интеллект учащегося. В науке сегодня часто стали рассматривать такое явление как дидактогения. Она представляет собой негативное психическое состояние ученика, которое вызвано нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера).
Дидактогения выражена через фрустрацию, страх, подавленное настроение. Она негативно отражается на работе учащегося, затрудняя межличностные отношения. В основе возникновения этого типа затрудненного общения находится психическая травма, которую ученик получил по вине педагога.
Некоторые учителя считают допустимым публичное высмеивание, подчеркивание (нередко с преувеличением) недостатков, проведение невыгодного сравнения с достижениями сверстников с целью наказания или снижения завышенной самооценки учащегося. С позиции школьной психогигиены подобная форма педагогического общения является крайне вредной. Она показывает внешний эффект снижения нежелательной активности учащегося, но не ориентирует на позитивные достижения в учебной деятельности.
Психологические факторы затрудненного педагогического общения ведут к разрушению авторитет педагога, веры в его доброжелательность и справедливость. Они ослабляют чувство психологической защищенности, которое требуется для обеспечения эмоционального равновесия ребенка.
Для предотвращения проявления факторов затрудненного общения у школьников, педагогам необходимо стремиться к максимальной тактичности в коммуникации. Осуществлять воспитание нужно, учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности.
Психологические факторы затрудненного педагогического общения
Трудности педагогического общения объединяются в 3 основные группы. Они могут иметь информационный, регуляционный или аффективный характер. Первые из них проявляются через неумение сообщать что-либо, выражать собственное мнение, уточнять, добавлять, продолжать ответ, завершить мысль, дать начало предложения, помочь начать говорить, «задать тон», формулировать «узкие» вопросы.
Сложности регуляционного характера характеризуются неумением стимулировать активность учащихся. Они связаны с развитием отношений, групповых процессов, командообразованием, сохранением группового единства.
Трудности реализации аффективной функции проявляются в неумении одобрять высказывания учеников, соглашаться с ними, подчеркивая правильность языкового оформления. В отдельную группу выделяют трудности общения, в которых преобладает социально-психологический фактор. Подобные трудности, как правило, испытывают руководители.