Сущность психологической стагнации
Стагнация в психологии – это застой социального роста человека или массовое унижение социума властью, создаваемое искусственным путем.
Термин стагнация латинского происхождения и в переводе означает «стоячая вода». Активнее всего этот термин используется в области экономики и означает застой в производстве, в экологии он связан с дефицитом кислорода в застоявшемся водоеме.
Что касается психологии, то она использует понятие «личностная стагнация», что означает застой личностного роста человека, который не может преодолеть, возникающие в жизни трудности, не может изменить свое отношение к жизни и поставить перед собой новые цели.
Надо сказать, что в каком бы контексте не употреблялся этот термин, он всегда несет в себе негативный оттенок.
Возрастная психология рассматривает возраст человека, который имеет хронологическую, социальную, физиологическую, психологическую, субъективную составляющую, по нескольким параметрам. Возрастные границы могут не совпадать.
Поведение человека в зрелом возрасте определяется физическим здоровьем, помогающим осуществлению жизненных планов. Это же можно сказать и о психологическом настрое на достижение поставленных задач.
Психологический возраст человека является соотношением количества и значимости, планируемых на будущее событий, к тем событиям, которые имели место в прошлом:
- Если результат этого соотношения больше единицы, то это значит, что человек уверен в том, что у него многое ещё впереди. Вне зависимости от того, в каком хронологическом возрасте находится этот человек, психологически он будет молод.
- Соотношение меньше единицы показывает, что человек в основном смотрит в свое прошлое, что является признаком психологической старости. Возникновение психологической стагнации приходит тогда, когда человек удовлетворен достигнутым положением и новых жизненных целей перед собой не ставит. Влияют на такое состояние не только достигнутые успехи, но и возникающие проблемы со здоровьем.
Есть такое понятие как жизненная стойкость, парадокс которой заключается в том, что движение к намеченной цели с учетом реальных сил оздоровляет организм, омолаживает его и тонизирует, укрепляет иммунную систему.
Не только достигнутый социальный успех и неполадки со здоровьем могут оказать влияние на возникновение психологической стагнации, есть ещё и другие факторы:
- снижающийся либидо, в результате чего и мужчины, и женщины становятся в себе менее уверенными;
- привыкание к существующему и хорошо известному положению, возникновение страха перед новым, инертность мышления;
- снижение и даже потеря интереса к своему самосовершенствованию, возникновение трудностей в усвоении новой информации;
- одиночество, когда близкие людей уже нет, а с детьми потерян контакт.
Стагнацию можно преодолеть, для этого следует сменить место работы, планировать новые занятия, сменить профессиональную деятельность. Новые цели и задачи, поставленные человеком перед собой, выводят его из состояния психологического застоя, и жизнь наполняется новым смыслом.
Психологические факторы профессиональной деформации
Под профессиональной деформацией понимается изменение сложившейся структуры деятельности и личности.
Эти изменения негативно сказываются на взаимодействии с участниками процесса и на продуктивности труда. Одна и та же деятельность на протяжении многих лет приводит к развитию профессиональной дезадаптации специалистов. В результате профессиональных деформаций целостность личности нарушается и снижается её адаптивность.
А.К. Маркова, анализируя причины, которые оказываются препятствием для профессионального развития личности, называет возрастные изменения, профессиональную усталость, психическое состояние и психическую напряженность, кризисы профессионального развития.
Многолетняя профессиональная деятельность не может сопровождаться постоянным совершенствованием и непрерывным развитием личности. Периоды стабилизации, пусть даже временные, неизбежны – они будут недолгими по времени на начальной стадии профессионализации, а в дальнейшем у многих специалистов период стабилизации может затянуться на год и более. В таких случаях речь идет уже о наступлении профессиональной стагнации личности.
Профессиональная деятельность по уровню выполнения может довольно сильно отличаться и даже её высокий уровень, но реализуемый одним способом, стереотипно и стабильно приводит к проявлению профессиональной стагнации. Кризисы профессионального становления личности ведут к сенситивным периодам образования профессиональных деформаций. Если выход из этого кризиса не продуктивен, то профессиональная направленность будет искажена, и профессиональная активность снижена. Таким образом, эти изменения будут активизировать процесс образования профессиональных деформаций.
Психологические детерминанты деформаций личности
Профессиональные деформации имеют свои предпосылки развития, которые коренятся в мотивах выбора профессии. Эти мотивы как осознаваемые, так и неосознаваемые:
- К осознаваемым мотивам относятся социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага будущей профессии.
- Неосознаваемыми мотивами являются стремление к власти, доминированию, к самоутверждению.
Реальность отличается от представлений, которые формируются у выпускников учебных заведений, поэтому ожидания на стадии вхождения в профессию становятся пусковым механизмом деформации.
Встретившись с первыми трудностями, специалист начинает искать «кардинальные» методы работы, а неудачи и отрицательные эмоции способствуют развитию профессиональной дезадаптации личности.
Профессиональная деятельность специалиста состоит из выполнения одних и тех же повторяющихся действий и операций, в результате чего неизбежно образуются стереотипы осуществления профессиональных функций, действий.
Безусловно, стереотипы делают проще профессиональную деятельность и повышают её определенность.
Профессиональные стереотипы имеют свои достоинства, придают профессиональной жизни стабильность, формируют индивидуальный стиль деятельности, способствуют формированию опыта – это с одной стороны, а с другой стороны они лежат в основе образования профессиональных деформаций личности.
Эмоциональная напряженность и эмоциональная насыщенность труда приводят к повышенной раздражительности, перевозбуждению, нервным срывам и тоже способствуют развитию профессиональных деформаций. Подобное состояние психики называется синдромом «эмоционального выгорания». Чаще всего этот синдром характерен для учителей, врачей, социальных работников, управленцев.
Становление индивидуального стиля деятельности, как показали исследования Н.В. Кузьминой на примере педагогической профессии, снижает уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации профессионального развития.
Значительное влияние на развитие деформаций оказывает снижение уровня интеллекта специалиста. Проведенные исследования говорят о том, что с ростом стажа уровень интеллекта снижается.
Развитие деформаций также обусловлено тем, что каждый человек имеет предел развития уровня образования и профессионализма, который зависит от индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых качеств, социально-профессиональных установок.
Ещё одним фактором профессиональных деформаций являются возрастные изменения. Признаками психологического старения являются:
- социально-психологическое старение;
- нравственно-этическое старение;
- профессиональное старение.