Психологическая служба в дошкольном учебном учреждении — это важнейшее звено единой системы психологической службы в образовании. Она является частью системы социальной помощи ребенку и семье.
Особенности, цели и задачи психологической службы в ДОУ
Психологическая служба в детском саду предназначена для оказания психодиагностической и коррекционной помощи воспитанникам, родителям и воспитателям касательно проблем развития, обучения и воспитания. Еще одна проблема, которой занимается данная служба, — это социально-психологическая адаптация.
Степень эффективности деятельности касательно социализации, развития, воспитания и подготовки детей к школе будет зависеть от объединённых усилий всех специалистов ДОУ и родителей.
Педагогическое сопровождение, которое осуществляет психологическая служба в детском саду, представлено системой профессиональной деятельности психологов. Ее цель состоит в формировании оптимальных социально-психологических условий для успешного психического развития и обучения воспитанников в ситуации взаимодействия. Для того, чтобы присутствовало право свободного выбора разных альтернатив развития, важно обучить детей выбирать. Им необходима помощь в некоторых проблемных ситуациях, выработке плана решения и первых шагов.
Основная цель психологического сопровождения состоит в содействии развитию дошкольника (психологическому, личному и индивидуальному). Этот процесс обеспечивает психологическую готовность к школьному обучению, социальную адаптацию ребенка раннего возраста, который поступает в детский сад. В целом служба предназначена для психологической безопасности участников процесса образования.
Цель работы психологической службы ДОУ конкретизируется в нескольких задачах:
- Предупредить возникновение проблем развития воспитанников;
- Оказать помощь (содействие) детям в решении актуальных задач социализации, развития и воспитания;
- Обеспечить развитие психологической и педагогической компетентности (психологическая культура) родителей и работников ДОУ;
- Обеспечить внедрение психологических образовательных программ.
Содержание работы психологической службы в детских садах
Основной принцип работы психологической службы в детском саду состоит в оказании помощи руководству и другим работникам ДОУ в формировании доброжелательной обстановки требовательности к воспитанникам. Этот процесс должен предусматривать уважение личности, способствование ситуациям успеха, формированию у детей положительного отношение к их возможностям, развитие уверенности в своих силах.
Психолог-педагог в соответствии с профессиональным и административным профилем подчинен руководителю ДОУ (начальнику отдела психологического сопровождения в центре развития образования).
Вместе с администрацией ДОУ в начале учебного года психолог определяет деятельность службы в методической работе, которая включает участие в педагогических и методических советах, семинарах и педагогических консилиумах, Проведение лекций, консультаций и тренингов для воспитателей и родителей. В это же время важно выделить базовые стратегии психологического сопровождения, предназначенные для воспитанников.
В процессе работы психологической службы в детском саду произошло формирование нескольких традиционных форм работы с родителями:
- Родительское собрание (родителей знакомят с психологическими особенностями детьми в разном возрасте, аспектами подготовки к ДОУ, особенностями адаптационного периода, познавательной, эмоциональной и волевой сферы воспитанников и др.);
- Личные консультации по разным вопросам;
- Выпуск памяток, которые связаны с воспитанием;
- Проведение тренингов и семинаров по эффективному взаимодействию с детьми.
Виды деятельности психологической службы ДОУ
В первую очередь, психологическая служба в детском саду предназначена для осуществления коррекционно-развивающей работы с воспитанниками. Этому вопросу важно уделить большое значение, включая осуществление профилактической и диагностической работы. Основные виды психологического сопровождения службы представлены психодиагностикой, коррекцией и развитием, психологической профилактикой, консультированием и просвещением.
Виды деятельности психологической службы ДОУ включают работу с детьми, работниками ДОУ, родителями. Психолог может взаимодействовать и с другими организациями и службами (например, психологическая медико-педагогическая комиссия, методисты отдела социального и психологического сопровождения и др.)
Цель психодиагностики состоит в получении информации об уровне психического развития ребенка, включая определение личных особенностей и проблем. В рамках данного направления может происходить анкетирование для определения степени готовности детей к поступлению в детский сад, наблюдение, помогающее определить эмоциональный фона группы (например, на стадии адаптации).
Психологическая профилактика представляет собой средство, которое необходимо для предотвращения вероятных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательного (образовательного) процесса. По причине роста числа детей, у которых обнаруживаются пограничные и ярко выраженные проблемы в психическом развитии, работа психологической службы направлена на первичную профилактику и интеграцию таких детей в социум.
Направление коррекционной и развивающей работы также является задачей и видом деятельности психологической службы в детском саду. Психолого-педагогическая коррекция представляет собой работу психолога, которая концентрируется на повышении возможностей детей в области обучения, поведения и отношений с другими людьми. Цель работы в данном направлении заключается в формировании условий для раскрытия потенциальных возможностей воспитанников, включая коррекцию различных отклонений.