Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) — это состояние задержки (неполного развития) психики. Для него характерно нарушение способностей, которые возникают в период созревания и обеспечивают общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Подготовка умственно отсталых старшеклассников к самостоятельной жизни
Вся учебно-воспитательная деятельность в школе концентрируется на формировании жизненной компетенции обучающихся. Она представляет собой готовность выпускников к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Практика показала, что большая часть выпускников с интеллектуальной недостаточностью оказываются беспомощными в самостоятельном устройстве жизни.
Проблемы подростков с интеллектуальной недостаточностью связаны со следующими причинами:
- Отсутствие готовности взаимодействовать с окружающими людьми на равных;
- Отсутствие умения продуктивно общаться с людьми;
- Наличие специфических потребностей в общении;
- Отсутствие умения самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию;
- Эмоциональные и поведенческие особенности;
- Сложности в понимании и правильной оценке необходимости тех или иных действий, поступков;
- Отсутствие способности подростков использовать полученные знания в соответствующих жизненных ситуациях;
- Низкая степень формирования мотивов и интересов к хозяйственно-бытовой деятельности;
- Отсутствие структурированности восприятия социального мира и др.
Проблема профессионально-трудовой подготовки интеллектуально отсталых подростков тесно связана с их психофизиологической готовностью к овладению профессиональной (трудовой) деятельностью. Методы подготовки подростков с умственной отсталостью разрабатывали в своих работах следующие авторы: Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.
Для эффективной социальной адаптации ученые рекомендуют расширение бытового и социального опыта подростков с нарушением интеллекта. Данная задача может решаться с помощью средств специального образования. При этом может возникнуть проблема с тем, что учащиеся с трудом используют в повседневной жизни знания, полученные на отдельных уроках. По этой причине при обучении нужно уделить внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. Для этого педагоги помогают подросткам связать любые теоретические знания и понятия с окружающей действительностью
Особенности нарушений интеллекта у подростков и работа с ними
Нарушение интеллекта в подростковом возрасте накладывает соответствующий отпечаток на становление личности, включая отношение к себе и окружающим, поведение в обществе. Если ребенок попадает в коллектив себе подобных, то отчетливо видно сходство в поведении со сверстниками, не имеющими отклонений в интеллектуальном развитии. Самооценка подростков, таким образом, показывает прямую связь с окружающей средой. Это происходит вне зависимости от наличия нарушений или их отсутствия.
Образовательный процесс важно организовывать, учитывая следующие приоритеты:
- Включение подростков в совместную, продуктивную деятельность;
- Расширение круга коммуникации с помощью вступления во внешнюю социальную среду;
- Формирование образца своего «Я» в качестве активного субъекта деятельности.
Данные действия обеспечивают формирование социально-адаптированной личности, которая адекватно ориентируется в выборе и получении профессии. В соответствии с этим человек получает умение вести себя в зависимости от реалий жизни.
Определяя стратегию и тактику коррекционной работы в области подготовки к самостоятельной жизни, требуется учет всех аспектов данного процесса. Они состоят из прогностической диагностики, комплексной коррекционной работы с детьми и подростками в школе, реализации предметных дисциплин общеобразовательных курсов с учётом программ в сфере формирования социальной компетентности и подготовке к независимой жизни.
Для подростков с интеллектуальными нарушениями необходима общетрудовая, углубленная допрофессиональная, а также адресная профессиональная подготовка. Она осуществляется на основе мастерских, которые оснащены в соответствии с современными требованиями. Для таких детей возможно проведение тренингов социально-нормативного поведения, индивидуальная психотерапевтическая и лечебно-профилактическая работа.
Немаловажное значение в психологической работе по подготовке 15-17-летних подростков с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни имеет работа с родителями. Она понимается как гуманизация и оздоровление среды обитания подростка с особыми потребностями. Играет роль и культурная реабилитация, в том числе внеурочная деятельность. Приоритет здесь необходимо отдавать содержанию и методам воспитания, которые направлены на высокие духовные образцы личностного развития.
Психолого-педагогическая поддержка подростков с интелоектуальной недостаточностью
Сопровождение подростков с интеллектуальной недостаточностью необходимо на всем протяжении их образования. Его цель заключается в росте эффективности и качества обучения и воспитания подростка 15-17 лет с помощью оказания ему помощи в адаптации к условиям и задачам образовательного учреждения. Также в этом помогает организация внутренних и внешних факторов успешности учебной деятельности.
Формируя образовательное пространство для умственно отсталых подростков, необходимо взять за основу идеологию гуманистического направления в педагогике. Она означает, что главной должна становиться забота о жизненной перспективе выпускников, включая их личное и социальное благополучие.
В процессе работы с подростками важно учитывать индивидуальные особенности и реальные обстоятельства. Важнейшая задача здесь представлена социализацией умственно отсталого выпускника. Средствами становятся обучение и воспитание, навыки и отношение к труду, быту и досугу. Специфическим условием является сопровождение.