Социальная коррекция
Социальная коррекция – это профессиональное воздействие на социальный субъект для исправления психологического состояния и предупреждения негативных отклонений в социальном функционировании.
Направления коррекционного воздействия могут быть разные – восстановление, компенсирование, стимулирование, исправление.
Под восстановлением понимается воссоздание качеств, которые преобладали до появления отклонения.
Компенсирование усиливает те качества социального субъекта, которые могут заменить утраченные.
Стимулирование активизирует положительные качества деятельности социального субъекта и формирует определенные ценностные ориентации, создает положительный эмоциональный фон.
Исправление направлено на замену отрицательных свойств на положительные свойства.
Социальная коррекция имеет свои методы, среди которых выделяются:
- информационно-коррекционная беседа;
- тренинги коррекционной направленности;
- аутотренинги;
- психодрама;
- психологический дебрифинг;
- консилиумы – психолого-медико-педагогические;
- метод компенсации;
- коррекционное погружение в атмосферу семьи и др.
К основным направлениям социально-коррекцинной работы относятся:
- коррекция инвалидов и лиц с патологиями в здоровье;
- коррекция детей с проблемами в обучении;
- коррекционная деятельность в неблагополучных семьях;
- коррекция с безработными;
- коррекция с осужденными и др.
Насколько проведенная коррекция будет действенна, во многом зависит от подготовленности специалиста. Очень часто в социальной работе коррекция связана с оказанием психологической помощи клиенту и это уже будет психокоррекция.
По мнению А. А. Осипова психокоррекционный процесс имеет специфические черты - прежде всего, она нацелена на клинически здоровую личность, нацелена на людей, с психологическими трудностями, но желающими изменить свою жизнь.
Коррекция, независимо от степени нарушения, ориентируется на здоровые стороны человека, на настоящее и будущее клиента. Коррекционная помощь обычно среднесрочная. В центре коррекционного воздействия находится конкретный клиент социальной службы.
Психотерапия и психология в социальной работе
Педагогическая и психологическая сторона социальной защиты населения имеют тесную связь между собой. Несмотря на то, что психология самостоятельная наука, она выступает как инструментарий педагогической деятельности.
Педагогу важно владеть психологической теорией и методами психологического анализа ситуаций, отношений, особенностей личности.
Специалист по социальной работе должен выявить лиц, нуждающихся в помощи, включая психолого-педагогическую помощь, и установить причины трудностей, оказывая помощь в их разрешении.
К позициям социального работника относится помощь в семейном воспитании и проведение консультаций не только психолого-педагогических, но и юридических по вопросам семьи и брака.
В сфере его деятельности лежит воспитательная работа с несовершеннолетними правонарушителями, а также участие в работе по усыновлению, созданию центров социальной помощи, опеке, попечительству, приютов, подростковых клубов и центров, организация работ по социальной адаптации лиц, отбывавших наказание.
Таким образом, в социальной работе преобладает психологическая составляющая.
С формальной стороны деятельность социального работника носит организаторский характер и требует соответствующих навыков.
Содержательная сторона работы связана со знанием проблем семьи. Социальный работник по большому счету является профессионально подготовленным специалистом для работы в социуме.
Психологический контекст этой работы отражается в профессиональных правах работника социальной сферы:
- защищать интересы клиента и представлять их в органах законодательной и исполнительной власти;
- проводить соцопросы и собирать информацию, связанную с нуждами клиента;
- официально запрашивать общественные организации по личным и социальным проблемам клиентов;
- пропагандировать правильное семейное воспитание;
- популяризировать опыт социальной работы;
- принимать участие в общественных движениях граждан по решению конкретных социальных проблем.
Как показывает опыт, один специалист по социальной работе помощь может оказать только небольшому количеству семей, живущих в радиусе досягаемости социального работника.
Проблемы, существующие в этих семьях, группируются на внутриличностные, внутрисемейные, социальные проблемы.
Внутриличностные и внутрисемейные проблемы носят социально-психологический характер, поэтому требуют от социального работника знания общей, возрастной, социальной психологии, психологии общения и управления.
Для семьи социальный работник сразу выполняет несколько ролей – это брокер, адвокат, учитель, администратор, консультант, плановик, причем каждая роль требует навыков общения и разных способов поведения.
Поскольку клиентами социальной службы становятся незащищенные и нуждающиеся в помощи люди, то содержание общения будет зависеть от существа решаемой проблемы.
Этика в работе социального педагога одна – гуманистическая – это доверие, уважение, терпимость, открытость, бескорыстие, милосердие, верность слову и долгу, любовь и свобода.
Социальный работник является официальным лицом, представителем государственной структуры, поэтому его личность должна вызывать доверие и расположение.
Технологии социальной коррекции и профилактики
В социальной работе перспективным направлением консольно-коррекционной деятельности является профилактика, способствующая снижению издержек социальной работы с состоявшимися девиациями.
Цель профилактики – выявить причины и условия, ведущие к отклонениям в поведении. Предпринятые профилактические действия направлены на то, чтобы предупредить или нейтрализовать причины, вызывающие негативные отклонения и предотвратить возможные физические, психические, социокультурные девиации у индивидов.
Профилактические методы включают в себя обучение клиентов новым навыкам – они помогают в сохранении здоровья.
Социальные работники и социальные педагоги должны постоянно взаимодействовать с подростками, оказывать помощь в разрешении возникающих трудностей через коррекции информирования, организации досуговых форм деятельности.
В стране увеличилось количество суицидологических центров, кабинетов социально-психологической помощи. В критических ситуациях работают профессиональные психиатры, но и социальный работник в решении подобных проблем играет важную роль. Актуальной для сегодняшнего дня является профилактика жестокости и насилия в семье, жестокого обращения с детьми, наркомании среди подростков.
Чтобы корректировать отклоняющееся поведение, важно выявить неблагополучия в системе отношений человека с внешним миром. Коррекционное воздействие может быть оказано в разных планах.
В коррекционной работе с девиантными подростками консультирование родителей и педагогов должно быть на особом месте.
Существуют специальные программы для родителей и педагогов, дающие возможность преодолеть ригидность мышления, жесткие алгоритмы воспитания и социального воздействия.
Программы для подростков и детей по преодолению и коррекции негативных социальных установок, снятию синдромов тревожности, агрессивности, замкнутости.
Программы для клиентов с физическими недостатками направлены на развитие физических функций и формирование социально-значимых навыков.