Психологическая коррекция – это деятельность специалиста, направленная на исправление особенностей психологического развития, которые не соответствуют оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия.
Дезадаптация младших школьников как причина нарушения поведения
В современной образовательной среде все более актуальной проблемой, решение которой требует объединения усилий психологов и педагогов, становится вопрос школьной дезадаптации. Данное явление препятствует полноценному развитию личности ученика, затрудняя учебно-воспитательный процесс.
Психологические службы в школах должны своевременно выявлять и диагностировать неблагополучных детей. Это поможет в разработке иреализации адекватных методов психолого-педагогической коррекции нарушения их поведения.
Нарушение поведения в школе становится как следствием, так и причиной разрушения детско-взрослой общности. Оно ведет к следующим последствиям:
- Общая неуспеваемость,
- Девиантное поведение,
- Ухудшение психофизиологического состояния ребенка и др.
Школьные проблемы способны приводить к проблемам в семье. По этой причине большое значение имеет работа в области выявления и устранения причин школьной дезадаптации уже в начальной школе. Разрушительные тенденции в динамике детско-взрослой общности могут представлять собой причину для нарушения поведения. Именно поэтому в начальной школе психолого-педагогическая коррекция становится средством преодоления этих нарушений.
Важнейшая причина нарушения поведения в школе представлена дезадаптацией. Этот процесс представляет собой нарушение процесса взаимодействия школьника с окружающей средой. Он связан с отвыканием от одних привычных условий жизни и привыканием (адаптацией) к другим.
Среди причин нарушения поведения в начальной школе и психологических трудностей выделяют сам факт поступления в школу. Психологическая трудность состоит в особенностях школьного режима, вызывающих чрезмерную усталость. Ребенку на этом этапе необходимо устанавливать новые отношения с учителями и одноклассниками.
Многие педагоги и психологи придерживаются точки зрения, что основная причина нарушения поведения в школе представлена особенностями семейного воспитания. Так, когда ребенок приходит в школу из семьи, которая не являлась единым целым, то он и к школе будет адаптироваться с проблемами.
Коррекция нарушений поведения детей в школе
Различные причины нарушения поведения в начальной школе способны вызывать одинаковые проявления, приводя к затруднениям в учебе. Для коррекции необходима психологическая работа, которая может идти в двух направлениях. Так, работать можно с причиной или следствием (симптомами).
Школьные психологи концентрируют, как правило, свою деятельность на ликвидации симптомов. Трудности в учебе чаще всего связывают с недостаточным развитием познавательной сферы. По этой причине, считается, что развивать необходимо именно познавательные процессы, включая внимание, память, мышление.
Большая часть профилактических и коррекционных программ в области развития и (или) формирования внимания имеют в основе метод, который разработали в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая.
В целом вся система коррекционной педагогической работы должна быть направлена на реабилитацию и социальную адаптацию девиантного ребенка. Его нужно подготовить к реалиям окружающего мира, сделав полноправным и активным членом общества.
Коррекционные действия в сфере нарушения поведения должны занимать одно из центральных мест в едином педагогическом процессе. Эта работа становится важной частью общего образования, получая специфическую направленность в обучении, воспитании и развитии школьников с нарушениями поведения.
Коррекция должна становиться системой, имеющей самостоятельный выход и взаимодействующей со средой (природной и социальной). «Терапия средой» состоит из организации учебного процесса, специального подбора культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, психогигиены семейного воспитания.
Среди направлений психокоррекционной работы по устранению нарушений поведения младших школьников необходимо выделить:
- Нормализацию и обогащение отношений с окружающей средой (учителями, психологами и школьным коллективом);
- Компенсацию недостатков в духовном мире;
- Активизацию деятельности в той области, которую любит школьник;
- Восстановление деформированных позитивных качеств;
- Стимулирование положительных сторон личности;
- Интенсификацию положительного развития личности;
- Усвоение и накопление социального ценного опыта и навыков в разных областях жизни и нравственного поведения;
- Приобретение здоровых привычек и потребностей и др.
Особенности использования игротерапии и психогимнастики для исправления нарушений поведения
Игротерапия для младшего школьника представляет собой самый оптимальный путь к приобретению психической устойчивости. Основа различных методик, которые определяются данным понятием, включает признание игровой деятельности в качестве важнейшего фактора личностного развития.
Игротерапия способна выполнять следующие функции: диагностическая, терапевтическая и обучающая. Они связаны между собой. Игротерапию также применяют для устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений.
Психогимнастика является еще одним методом коррекции нарушений поведения у младших школьников. В основе этого взаимодействия лежит двигательная экспрессия, мимика и пантомима. Упражнения концентрируются на достижении двух целей. Они помогают уменьшать напряжение и сокращать эмоциональную дистанцию участников группы. Также они способствуют выработке умения выражать чувства и желания. Упражнения по снятию напряжения могут включать самые простые движения.