Сущность психологической диагностики в судебной экспертизе
Психологическая диагностика – это процесс, направленный на исследование психики человека, выявление у него индивидуальных психологических и психических особенностей, а также определение его психологической пригодности к выполнению определенной трудовой деятельности.
Психологическая диагностика в судебной экспертизе находится в тесной взаимосвязи с теми областями психологии, которые направлены на разработку методов выявления индивидуальных особенностей личности и имеющихся у нее перспектив дальнейшего развитии.
Целью психологической диагностики в судебной экспертизе является решение конкретных задач, которые поставлены лицом или органом, назначившим экспертизу.
Психологическая диагностика в судебной экспертизе осуществляется посредством использования довольно обширного набора инструментов и средств, которые объединены в диагностические методики, методы и процедуры.
Психодиагностические методики в судебной экспертизе – это совокупность операций и приемов, представляющих собой определенный порядок и принципы применения конкретного метода или технического приема, направленных на уточнение и проверку знаний о психике человека и ее отдельных проявлениях.
Процедура психодиагностического обследования – это определенный порядок, нормативность и последовательность применения конкретных психологических методик, а также судебно-диагностического обследования в целом.
Особое значение в судебной экспертизе имеет судебно-психологическая диагностика, виде того, что ее результаты оказывают существенное влияние на возможность назначение конкретного вида, типа и размера наказания, а также оказывает влияние на решение, принимаемое по конкретному делу.
Основные методы психологической диагностики в судебной экспертизе
Основные методы организации и проведения психологической диагностики в судебной экспертизе:
Наблюдение – это один из классических методов научного и диагностического исследования, заключающийся в целенаправленном и планомерном восприятии субъекте наблюдения (конкретного индивида) его деятельности.
Перед наблюдением, как методом судебно-психологической экспертизы стоит ряд требований, в соответствии с которыми оно должно быть: объективным, однозначным, контролируемым.
В рамках судебной экспертизы наблюдение может быть: временным, постоянным, выборочным или сплошным. Особой популярностью пользуется наблюдение, которое проводится в естественных условиях.
Несмотря на всю популярность и востребованность, метод наблюдения в судебной экспертизе имеет ряд недостатков:
- Основным недостатком является то, что наблюдатель занимает пассивную позицию, в которой он вынужден ожидать наступления интересующего его состояния или явления.
- Данные полученные с помощью метода наблюдения не могут быть подвергнуты количественной оценке.
- С помощь метода наблюдения нельзя установить причины возникновения и проявления определенного психического процесса, явления или состояния.
Метод беседы – это метод, направленный на исследование психологических особенностей и личности человека.
С помощью метода беседы в судебной экспертизе:
- выявляется отношение исследуемого к окружающим людям, социальным нормам и ценностям, важным событиям, своему поведению;
- определяется общий уровень культуры, интересы, мировоззрение;
- определяются особенности правового и нравственного сознания;
- определяется тип темперамента;
- устанавливаются личностные особенности поведения;
- определяются волевые и эмоциональные признаки;
- устанавливаются социальные и индивидуальные психологические особенности человека.
Вся полученная в ходе беседы информация подлежит обязательному исследованию экспертом-психологом, в ряде следующих аспектов:
- логико-семантический (осознанность собственной речи, наличие в ней логических связей и т.д.);
- фонетический (характер произношения, ударений, этические и национальные особенности речи и т.д.);
- мимико-пантомимический (умение качественно передавать информацию посредством использования вербальных и иных средств);
- эмоциональный (мимика, эмоциональная окраска речи и т.д.).
К недостатку данного метода относится то, что общее представление об испытуемом формируется на основании его ответов о самом себе.
Биографический метод – это метод, сущность которого заключается в сборе и анализе информации, которая характеризует жизненный путь испытуемого, развитие у него психических процессов, явлений и свойств.
Данный метод позволяет проследить весь процесс становления и развития конкретного индивида, понять его индивидуальные психологические качества, темперамент и характер, способности и склонности. Объектом исследования этого метода являются письменные источники (документы, записки, личные дневники и т.д.).
Метод анамнеза – это метод, который применяется в случае, если судебно-психологическая экспертиза проводится в отношении лица, имеющего различные типы задержек, отставаний или патологий психического развития.
Данный метод заключается в том, что исследователь получает совокупные сведения о:
- повседневной жизни обследуемого (условия проживания);
- перенесенных заболеваниях (особенностях течения болезней);
- месте работы, условиях работы и т.д.;
- лечении обследуемого (особенности).
В качестве основного источника информации выступают близкие и родственники испытуемого, а также он сам.
Виды анамнеза:
- субъективный анамнез – имеет особенное значение при проведении медико-психологических исследований, заключается в том, что информация получают от самого обследуемого;
- объективный анамнез – проводится в том случае, когда нет возможности организовать субъективный анамнез (сложные психические расстройства у обследуемого, сенсорные затруднения и т.д.).
Субъективный и объективный анамнез дополняют друг друга. К недостаткам метода анамнеза относится значительный момент субъективизма в наличной информации, поскольку она получена от самого испытуемого и близких ему лиц, возможность целенаправленного или непреднамеренного искажения ими имевших место обстоятельств.
Кроме приведенных выше, в судебно-психологической экспертизе могут применяться стандартизированные отечественные и адаптированные зарубежные методы исследования личности и ее структуры, интеллекта, познавательных процессов, именуемые также экспериментальными.