Психокоррекционная программа — это инструмент психокоррекции, который предназначен для обеспечения психологического комфорта личности в отношении к самой себе. Ее реализация помогает человеку наладить взаимодействие с другими людьми и стабилизировать свое эмоциональное состояние.
Сущность психокоррекции
Психокоррекционные программы направлены на обеспечение психологического здоровья личности, которое делает ее более самодостаточной и вооружает инструментами самопознания, самопринятия, самоуважения и саморазвития. Это происходит в контексте взаимодействия с другими людьми, которое характерно для культурных, социальных, экономических и экологических условий реальности окружающего мира. Таким образом, показатель психологического здоровья рассматривается в качестве цели или как критерий эффективности целостной системы, направленной на психологическую помощь и поддержку.
Цели психокоррекции в рамках пенитенциарной системы представлены исправлением осужденных и предупреждением совершения ими новых преступлений. Категория «коррекция» в прямом понимании означает «исправление». Следовательно, психологическая коррекция осужденных и использование для этого психокоррекционных программ является важнейшим направление работы пенитенциарных психологов.
В состав структуры психологического здоровья, на восстановление и поддержание которого направлены психокоррекционные программы, входит несколько компонентов:
- Аксиологический,
- Инструментальный,
- Потребностно-мотивационный.
Первый из них содержательно включает ценности собственного «Я» человека и ценности «Я» других людей. Он отражает абсолютное принятие личностью самой себя при достаточно полном знании. Также сюда входит принятие других людей, не зависимо от пола, возраста, социокультурных особенностей.
Для инструментального компонента характерно владение человеком рефлексией в качестве средства самопознания, способности концентрировать собственное сознание на себе и внутреннем мире. Ему соответствует умение людей понимать и описывать собственное эмоциональное состояние и состояния других. Он предполагает возможность свободного и открытого проявления чувств, не причиняя вреда другим, осознание причин и последствий поведения.
Потребностно-мотивационная составляющая предопределяет наличие у людей потребности в саморазвитии. Это значит, что они становятся субъектами собственной жизнедеятельности, имея внутренний источник активности, который выступает как двигатель развития.
Цели и задачи психокоррекционных программ
Выделение компонентов психологического здоровья дает возможность выделить несколько задач психокоррекционной помощи, которая оказывается обвиняемым, заключенным и осужденным для стабилизации их эмоционального состояния:
- Обучение позитивному отношению к самому себе и принятие других;
- Обучение рефлексивным умениям;
- Совершенствование потребности в саморазвитии.
В психологических программах коррекции осужденных основной акцент специалисты делают на обучение, на предоставление осужденным и заключенным возможности изменений.
Проводимые беседы и прочие мероприятия концентрируются на исправлении обвиняемых, осужденных и заключенных. Они носят общий характер и не способны учитывать аспекты соответствующих типов личности и их склонностей. По этой причине формирование полноценной системы психологического воздействия на этих лиц — важная задача настоящего времени.
Один из методов, который направлен на развитие навыков самопознания и саморегуляции, коммуникации и межличностного взаимодействия, коммуникативных и профессиональных изменений представлен специальной психокоррекционной программой.
Одна из задач программы состоит в обучении социальным умениям и навыкам осужденных, заключенных, а также лиц, которые состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
В ходе реализации программы специалисты обучают их социальным навыкам, самоконтролю поведения, помогают им поменять образ мышления, что в конечном итоге влияет на снижение уровня повторной преступности. Примером такой программы является пихокоррекционная программа, которая направлена на снижение агрессивности у людей, осужденных за насильственные преступления. Она называется «Я владею собой».
Психокоррекционные программы для обвиняемых, осужденных, заключённых, реализуемые для стабилизации их эмоционального состояния, имеют различные цели. Так, основные из них направлены на коррекцию неадекватных форм поведения. Это происходит благодаря формированию и закреплению способов эффективного взаимодействия с окружающими людьми и миром.
Задачи программ состоят, как правило, в снижении эмоционального напряжения, формировании умения различать неуверенность, уверенность и агрессию, развитии адекватной самооценки, формировании установок на открытое выражение собственных чувств без ущемления прав партнера, обучении навыкам релаксации и ауторелаксации. Они обучают самоконтролю и помогают вырабатывать навыки владения собой в ситуациях, которые провоцируют вспышки гнева или тревожность.
Целевой группой использования таких программ являются взрослые люди, которые обвиняются в преступлении, осуждены или заключены. Основная форма работы — это индивидуальные тренинговые занятия. Чаще всего они рассчитаны на 8 встреч по 45 минут и осуществляются один раз в неделю.
Формами и методами реализации программ могут быть лекционные занятия, моделирование практических ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, тренинги, занятия с элементами тренинга. Для осуществления программы необходим руководитель (психолог) и заведующий отделением.
Программа повышает мотивацию к изменению неадекватного поведения, помогает осознанно овладеть приемами саморегуляции, основой чего является самоконтроль и самоанализ. Для этого пациенты используют анализ, синтез, сопоставление при взаимодействии с другими.