Психогимнастика — это курс специальных занятий, включающих этюды, упражнения и игры. Он направлен на развитие и коррекцию развития определенных аспектов психики ребенка, в том числе его познавательной и эмоционально-личностной сферы.
Необходимость психологической помощи детям
При ускоренном темпе жизни все больше и больше дошкольников нуждаются в психологической помощи. Чем раньше будет оказана эта помощь, тем большую эффективность она покажет. По этой причине очень важно, чтобы в дошкольных учреждениях методами психологической профилактики и коррекции владели не только психологи, но и воспитатели. Они должны использовать их в своей ежедневной работе с детьми при учете индивидуальных особенностей и проблем каждого ребенка.
Классическая технология «Психогимнастика» не потеряла своей актуальности с годами. Напротив, она приобретает новый смысл. Эта техника способна решать большое число детских проблем в дошкольном возрасте, включая проблемы, которые связаны с агрессивностью, тревогой и страхами. Психогимнастика предполагает возможность проводить коррекцию детского поведения, выравнивать эмоциональное состояние и снимать напряжение.
У психологов, педиатров и невропатологов современности в век информационных технологий прибавилось работы. Ученые обратили внимание, что все больше становится детей с психологическими проблемами. К основным из них относятся:
- Гиперактивность,
- Высокая тревожность,
- Детский стресс,
- Страхи,
- Агрессия.
На данные проблемы все больше внимания стали обращать и педагоги дошкольных учреждений. Это связано с тем, что с дошкольниками стало сложнее работать. Современные дети быстрее утомляются, непоседливы, проявляют вспышки агрессии. Часть детей замкнута, у некоторых присутствуют нарушения характера или одно из нервно-психических расстройств. Часто педагогу необходимо быть больше психологом для решения перечисленных детских проблем.
Для дошкольника характерно непроизвольное внимание. Он больше ориентируется на внешние стимулы и контроль со стороны. В процессе созревания соответствующих нервных механизмов у него появляется возможность самостоятельного управления поведением.
Психологические техники, включая «Психогимнастику», помогают в области общения (понимание и различие эмоциональных состояний), поведения (определение целей поступков и средств для их достижения), в двигательной сфере (произвольное направление внимание на мышцы, которые участвуют в движении). Техники используются для решения проблем эмоциональной сферы. Они помогают направлять внимание на эмоциональные ощущения, позволяя отличать и сравнить эмоциональные ощущения с определением их характера.
Сущность и особенности психогимнастики
Психогимнастика включает специальные занятия (этюды, упражнения и игр). Они представляют собой единый курс и направлены на развитие и коррекцию разных сторон психики. Эта техника необходима для дошкольников с нарушениями характера, так и для детей с нормальным развитием для психофизической разрядки.
Психогимнатику могут использовать воспитатели в повседневной работе с детьми, поскольку этот инструмент психокоррекционной работы не требует наличия специальной подготовки и атрибутов. Составные элементы психогимнастики в дошкольном учреждении могут применяться при осуществлении занятий. Это поможет сформировать позитивный эмоциональный настрой, исключить замкнутость и снять усталость.
Психогимнатика — это метод психокоррекционной работы, который широко используется в работе логопедов и психологов. Он реализуется в процессе свободной деятельности дошкольников либо в виде специальных занятий (этюды, упражнения, игры), которые концентрируются на развитии и коррекции познавательной и эмоциональной сферы.
Психогимнастика является методом, при котором дети должны проявлять себя и общаться без помощи слов.
Цель психогимнастики затрагивает базовые аспекты психического развития детей. Она состоит в обучении детей справляться с жизненными трудностями. Они могут осознать с помощью этого метода, что между мыслями, чувствами и поведением есть связь. Эмоциональные проблемы при этом вызваны не только ситуациями, но и тем, что неправильно воспринимаются. В процессе занятий психогимнастикой дошкольники исследуют разные эмоции, получая возможность управлять ими.
Существует несколько интерпретаций данной техники. Одной из них является методика М. И. Чистяковой, направленная на работу с детьми с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью. Материалы ее исследований носят не только психо-ортопедический, но и психопрофилактический характер.
Целью психогимнастики по методике М.И. Чистяковой считается обучение детей элементам техники выразительных движений. Она помогает использовать выразительные движения в воспитании эмоций и высших чувств, способствуя приобретению навыков в саморасслаблении. Дошкольники благодаря ей изучают разные эмоции и учатся управлять ими с овладением азбукой выражения эмоций.
Психогимнастика поможет ребенку преодолеть барьеры в общении. Он получит возможность лучше понимать себя и других, снимает психическое напряжение, предполагает возможность самовыражения. Для этого педагогам нужно решить некоторые методические задачи:
- Фиксация внимания детей на чужих проявлениях эмоций;
- Обучение подражательному воспроизведению чужих эмоций;
- Фиксация внимания на своих мышечных ощущениях в качестве проявления эмоций;
- Анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций;
- Повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях;
- Контроль ощущений.
Структура занятий включает начальную стадию (беседу с детьми), стадию проживания действий и стадию организации эмоционального общения.