Психогенетика — это наука, исследующая воздействие факторов наследственности и среды на ход формирования индивидуальных психологических и психофизиологических признаков.
Формирование и становление науки
Этапы развития психогенетики как науки:
- 1 этап – происходит зарождение генетики человеческого поведения (1865-1900 гг.);
- 2 этап – генетика поведения становится самостоятельной научной дисциплиной (1900-1924 гг.);
- 3 этап – накапливается эмпирический материал (1924-1960 гг.);
- 4 этап – современное развитие (с 1960 г. по настоящее время).
Психогенетику как науку развивал английский ученый Ф. Гальтон. Он был двоюродным братом Ч. Дарвина.
В 1865 году Гальтон опубликовал статью «Наследственный талант и характер», которая положила начало серии работ в области изучения наследственности у человека. В 1869 году выходит в свет труд Гальтона «Наследственный гений: исследование его законов и последствий». В рамках исследования ученый попытался решить вопрос наследуемости одаренности с помощью анализа родословных выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного дела, искусства. Для этого он использовал генеалогический метод.
Еще один основатель психогенетики – немецкий исследователь В. Штерн, который впервые ввел понятие «дифференциальная психология».
Дифференциальная психология представляет собой отрасль психологии, которая исследует индивидуальные различия между людьми.
Штерном были сформулированы методологические и экспериментально- методические подходы, основные понятия, статистические приемы. Все они до настоящего времени используются в психогенетике.
Главными достижениями психогенетики в начале 20 века можно считать:
- Формирование надежных способов определения зиготности близнецов.
- Развитие статистических методов определения сходства между родственниками.
- Появление и развитие количественной генетики.
- Развитие тестологии (психологической диагностики).
Понятие, предмет и задачи психогенетики
Психогенетика является междисциплинарной областью знаний, которая находится между психологией (в первую очередь, дифференциальной психологией) и генетикой. В качестве предмета ее исследования выступает относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в процессе формирования индивидуальных различий в области психологических и психофизиологических признаков.
В последнее время в сферу психогенетических исследований было включено индивидуальное развитие, включая механизмы перехода со стадии на стадию, а также индивидуальные траектории развития.
Западная литература, обозначая эту научную дисциплину, чаще использует понятие «генетика поведения» (behavioral genetics). Тем не менее, в рамках отечественной терминологии его нельзя считать адекватным (во всяком случае, в отношении человека). Это обусловлено тем, что в отечественной психологии понимание категории «поведение» менялось достаточно сильно. Так, Л.С. Выготский считал «развитие поведения» и «психическое развитие» синонимами. По этой причине для него справедливыми являются закономерности, которые установлены для конкретных психических функций.
В дальнейшем «поведение» стали понимать в более узком смысле, больше, в качестве обозначения определенных внешних форм или проявлений активности человека, которые имеют личностно-общественную мотивацию.
Предмет исследования психогенетики представлен соотношением средовых и наследственных детерминант в межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков.
Сегодня цель большей части исследований в сфере психогенетики состоит в формировании относительной роли средовых и генетических факторов в формировании индивидуальных психологических различий. Также ель заключается в исследовании различных механизмов, с помощью которых опосредуются средовые и генетические влияния на развитие свойств психики разного уровня.
Среди задач психогенетики можно выделить:
- Выяснение роли среды и наследственности в формировании психологических различий между индивидами.
- Формирование набора сред, приводящих к появлению в различных фенотипах одного и того же генотипа.
- Создание элементов среды, которые имеют наибольший вклад в развитии соответствующего признака.
Таким образом, перечень проблем психогенетики включает этиологию индивидуальности человека, средовые и наследственные факторы психических заболеваний и отклонений в поведении, исследование роли параметров среды в формировании человеческого поведения.
Психогенетика занимается также исследованием закономерностей онтогенеза, выяснением динамики генотип-средовых соотношений. Ее методы направлены на поиск соответствующих генов, включая их локализацию на хромосомах.
Основные методы психогенетики
В основе современного изучения наследственности психических свойств, а также значения средовых факторов в рамках проявления психических характеристик, лежит комплексное использование специальных методов генетики человека. По традиции принято выделять 2 основания, по которым происходит классификация методов: по методике и по объекту исследования.
По первому признаку методы подразделяются на цитогенетические, биохимические и молекулярно-генетические. В рамках этой группы методов производится составление хромосомной карты и выясняется, какие гены нормальные, а какие являются аномальными, которые можно устранить; вычисляется число хромосом и поломки, а также определяются соответствующие заболевания.
В зависимости от объекта исследования методы делятся на близнецовый, генеалогический и популяционный.
Классифицируют несколько трудностей человека в качестве объекта генетического исследования:
- Небольшое количество детей в большинстве семей;
- Невозможность наблюдать больше, чем за 2-3 поколениями, по причине длительной смены поколений, жизненного цикла;
- Длительность созревания (от рождения до репродуктивного возраста);
- Невозможность осуществления контролируемого скрещивания;
- Большое количество хромосом.