Депрессия — это настроение (аффект), которое проявляется через такие субъективные феномены как: самокритика, вина, чувство угнетенности, безнадежность, беспомощность, уменьшение интереса к внешней активности.
Особенности психодинамического подхода и психоанализа
Психоанализ (психоаналитический подход) представляет собой подход в психологии, в соответствии с которым основные проблемы и моменты взрослого поведения выводятся (объясняются), исходя из детских событий и переживаний.
Если рассматривать психодинамический подход, то здесь все происходящее на поверхности (в больной или здоровой человеческой психике) может быть определено глубинной динамикой сил внутри психики (взаимодействие и борьба).
Оба подхода взяли за основу классический психоанализ Фрейда, развивая при этом разные стороны и идеи этой концепции. Теория о том, что основные моменты идут из детства не всегда предусматривает конфликтную динамику глубинных инстинктов между собой (с чем-либо). Так, определенные детские впечатления (привычки, решения) способны наложить серьезное влияние на взрослую жизнь. Задача психоанализа и состоит в поиске и понимании детских влияний.
Психодинамический подход, с другой стороны, отражает то, что происходит на поверхности психики и представляет собой проявление (отражение) борьбы глубинных влечений и бессознательных сил. Многие из них не будут идти из детского возраста, а способны проявиться в качестве влечений подросткового периода или социально неприемлемых влечений взрослого человека. В этой ситуации разбор данных конфликтов и их осознание является задачей психодинамического подхода.
Психоанализ депрессий
В начале прошлого века в психологию пришел психоанализ. Это направление определенным образом рассматривало работу с депрессией. Одной из первых теоретических моделей возникновения депрессии в психоанализе была работа над этим вопросом Зигмунда Фрейда. Он полагал, что ключевая эмоциональная роль в этом процессе представлена неудовлетворенными эмоциональными потребностями детства.
По концепции Фрейда отношения между матерью и ребенком способны определить, будет ли в будущем последний склонен к депрессии. Автор полагал, что если чувства гнева и страха в отношениях с мамой будут сильнее, чем переживаемое чувство любви, то ребенок может направить гнев (вместо правильного объекта) на себя. Гнев в этом случае возникает при наличии чувства разочарования в отношении такой важной персоны, как мать.
В последующей жизни это ведет к потере уважения к себе и появлению чувства вины. В рамках психоанализа считается, что депрессия (как и другие виды расстройств) обладает источником в неразрешенном конфликте с прошлым, который лежит в подсознании пациента.
Лечение депрессивных состояний с помощью психоанализа и психотерапии имеет в своей основе исследование психики через анализ свободных ассоциаций, фантазий, снов, мыслей, чувств и поведения. Это необходимо для осознанного постижения проблемы, которая присутствует в психике.
Психодинамика депрессий
Депрессивное состояние сопровождается снижением психомоторной подвижности. Человек становится безразличен к окружающему, быстро устает, у него снижаются сексуальные влечения, наступает бессонница. Такие физические проявления и выступают в качестве вегетативных признаков депрессии, включая давно существующие предположения о ее психосоматической природе.
В рамках психодинамического подхода основой объяснения феномена депрессии также выступает теория Фрейда В своем сравнении печали и меланхолии, проведенном в 1917 году, этот ученый сразу обращает внимание на существенную похожесть печали и депрессии. Эти состояния проявляются в болезненном расстройстве настроения, снижении интереса к внешнему миру, утрате способности к эмоциональным контактам, торможении действий.
Фрейд также подчеркивал существенную разницу между печалью и меланхолией, обусловив это тем, что в случае с печалью отсутствует расстройство самооценки. Печаль не оказывает влияния на самооценку в отличие от меланхолии. Здесь нельзя говорить о наличии самообвинения и самоуничижения, нет в этом случае и ожидания наказания.
Данные положения теории предвосхищают существенную долю дискуссий, которые возникли в дальнейшем и касались психодинамики депрессий. Сколько бы не было отличий в этих дискуссиях, высказываемые мнения сошлись в одном: главный компонент динамики депрессии, включая психомоторное торможение, апатию, агрессию, чувство вины, самоуничижение и самообвинение, представлен утратой объекта, которая стоит на первом плане.
В своих размышлениях Фрейд пришел также к этой точке зрения. Он полагал, что утрата объекта будет всегда приводить к последствиям, неблагоприятным для пациента. Это не зависит от того, является ли потеря материальной или идеальной, касается она конкретных лиц или идеи, какой-либо организации и др.), это значит, что существовавшая связь с объектом представляла собой нарциссическую связь.
Для такого человека объект существует только для него, при этом на первом месте стоит не сам по себе объект, а его роль в поддержании нарциссического веса, чувства собственного достоинства и самооценки. При нормальной реакции печали утрата объекта означает просто утрату части его мира.
В контексте «объект для себя» при наличии депрессии утрата объекта будет значить «утрату своего я», включая существенное уменьшение собственной ценности. Эта слегка подчеркнутая и заостренная фрейдовская концепция была принята учеными с уважением и стала основой депрессивной психодинамики.
Спорной стала при этом всеобщность действия второго основного положения ученого о том, что по причине утраты объекта в ходе депрессии может закономерным образом возникнуть регрессия и начнется поиск замены объекта (идентификация с объектом).
Субъект в этом случае интроецирует объект, что приносит амбивалентное чувство вины и ненависти, представляя собой осложняющий фактор для существования «я». Проявляющаяся амбивалентность способна удержать ненависть в форме фрустрации, что обусловлено утратой и усиливает ее, направляя не вовне, а на себя самого. Из этого был сделан вывод, что для меланхолии в большей мере присущи симптомы самообвинения и самонаказания.