Сущность психоаналитической концепции культуры
Психоаналитическая концепция культуры – это учение о культуре, сформировавшееся в ходе развития психоанализа как вида медицинской практики и психологической теории.
В работах З. Фрейда и его оппонента и критика Г. Юнга содержатся базовые положения психоанализа. Надо сказать, что изначально З. Фрейд позиционировал психоанализ как оригинальную психиатрическую практику и теорию лечения расстройств нервной системы. Постепенно от анализа индивидуального поведения Фрейд повернул к социальному и психоанализ стал приобретать черты учения. В рамках этого учения ставились и решались проблемы, как глубинной психологии, так и философии человека и культуры.
Базой психоанализа является гипотеза о том, что невроз является следствием невозможности удовлетворить какие-либо скрытые желания, связанные с сексуальной областью, появившиеся в период раннего детства. Свой вывод Фрейд сделал на основании анализа свободных ассоциаций, ошибочных действий и сновидений, причем не только своих собственных, но и пациентов с диагнозом психического нарушения здоровья.
Его вывод говорит о том, что в структуре психики человека феномен неврозов свидетельствует о наличии неконтролируемого сознанием отдельного психического, которое он назвал бессознательное.
Им было сформулировано положение о трех сферах, конструирующих психику индивида, где самым глубоким горизонтом является собственно бессознательное или унаследованное человеком и в психоаналитической терминологии получившее название «Оно».
Уровень сознания является вторым уровнем в структуре психики человека, который Фрейд назвал «Я» – это уровень настоящего, переживаемого и осмысливаемого человеком. Уровень «Я» зависит от прошлого и от установок, заданных на третьем уровне психики – уровне «сверх-Я».
Третий горизонт, воспринятый индивидуальной психикой – это комплекс норм, правил поведения, запретов, которые задаются семьей, социальной средой, культурной и религиозной традициями. При взаимодействии трех горизонтов психики, считает Фрейд, Сверх-Я ориентируясь на систему этических ценностей, ступает в конфликт с бессознательными побуждениями человека, подавляет их и контролирует сферу Оно.
Его работа направлена на сексуальные желания, и Фрейд оценивает их в провокационно-положительном ключе. Это врожденный в человеке заряд психической энергии – либидо, витальная жизнеутверждающая сила, которая движет человеком. Противоположностью инстинкту жизни является инстинкт к саморазрушению – танатос (смерть). Оба инстинкта в психике человека переплетаются.
В теории культуры Фрейда есть ещё один аспект, связанный с мифическим учением о врожденном чувстве вины, которая мешает человеку быть счастливым. По его мнению, культура генерирует это чувство в человеке. Корни этого чувства кроются в убийстве вождя племени, который распоряжался всеми женщинами первобытного коллектива. Это чувство вины Фрейд назвал Эдиповым комплексом.
Фрейд, таким образом, культуру трактует как систему запретов, порождающую неврозы и мешающую человеку реализовать свои естественные потребности.
Культура – программа очеловечения человека
Культура, по мнению фрейдистов, является проекцией индивидуальной психики на общественный экран. Фрейд в основу понимания культуры положил убеждение в антагонизме природного начала в человеке и культуре. Он считал, что в культуре, в её императивах, нормах и идеалах лежит причина этого антагонизма.
Культура по Фрейду – это накопленные человечеством все знания и умения, помогающие человеку овладеть силами природы, а также созданные людьми социальные институты. По Фрейду получается, что культура – это программа очеловечения человека, программа его интеграции в человеческий род.
Под психоаналитической культурологией понимается совокупность учений, сложившихся в психоанализе, которые раскрывают психологическую обусловленность культурного творчества.
В совей культурологической концепции Фрейд применил учение о бессознательном, выделив три сферы в психике человека.
Кроме бессознательного он выделял ещё сознание и предсознательное.
Бессознательные желания и идеи, вытесненные из сознания он сосредоточил в бессознательном – оно иррационально и вневременно.
Между сознанием и бессознательным находится предсознательное. Если предсознательное – это память и мышление, то сознание, управляющее поведением – это воспроизведение внешнего мира. Для того, чтобы желания бессознательного осуществились, тем более, что они стремятся к разрядке в виде какого-то действия, им надо сначала попасть в сознание, а это возможно только через предсознательное.
Предсознательное производит цензуру желаний бессознательного.
Фрейд считает, что для психической деятельности бессознательного главным является принцип удовольствия, а для предсознательного – принцип реальности.
Сознание, предсознание и бессознательное Фрейд выражает отношением «Я», «Оно», «Сверх-Я». Если бессознательное является котлом инстинктов, то сознательно-предсознательное должно сделать так, чтобы удовлетворение инстинктов не шло вразрез с требованиями социальной реальности.
Соблюдение требований находится под контролем «Сверх-Я».
Концепция Фрейда, таким образом, явилась основой осмысления им явлений культуры. Она базируется на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует благодаря сублимированной энергии либидо, сексуального инстинкта, развившегося в психическую энергию.
Прогресс культуры, по мнению Фрейда, уменьшает счастье человека и усиливает чувство вины в результате ограничения осуществляемых природных желаний.
Принцип историчности позволил выстроить линию «дикарь-ребенок-невротик» и заполнить тем самым белые пятна в истории культуры на самом раннем этапе окультуривания человека.
Фрейд считает, что культура репрессивна и давит на человека, требуя от него жертв относительно естественных желаний.
Таким образом, вклад Фрейда в культурологию связан с разработкой понятий «бессознательное», «либидо», «сублимация», которые свидетельствуют о биологизации понимания культуры.
Аналитическая концепция культуры К. Г. Юнга
Новым этапом в разработке психологической проблемы искусства стали работы К. Г. Юнга. Его аналитический способ исследования имеет отличительные черты – отказ от пансексуализма и, во-вторых, разработка содержания понятия «коллективное бессознательное».
Юнг внес более значительный вклад в изучение культуры в сравнении с другими её психоаналитиками. Юнг занимался анализом особенностей западной и восточной культур, парапсихологическими феноменами, логическими и интуитивными формами познания, психологическими типами мышления. По его мнению, невротическое состояние в какой-то степени является продуктивным, бессознательное имеет способность дополнять сознание и плодотворно с ним сотрудничать.
Крупнейшие произведения искусства рождаются с действием мощных сил, которые дремлют в коллективном бессознательном и проявляют себя через творчество художника. Юнг считает, что на художественное творчество большое влияние оказывает бессознательное начало. Проникновение художника в коллективное бессознательное является важным условием продуктивности художественного творчества.
Большое внимание Юнг уделяет анализу проблемы «Мышление и культура» и выделяет два типа мышления – логическое и интуитивное.
Приоритет логическому мышлению отдавала западная культурная традиция и решающую роль Юнг отводит схоластике – феномену культуры средневековой Европы, которая подготовила категориальный аппарат науки. Что касается логического мышления в традиционных обществах, то оно развито слабее.
В странах Востока мышление осуществляется в виде потока образов, а не в словесных рассуждениях. Для современной индустриальной культуры интуитивное мышление непродуктивно, но является незаменимым для мифологии и религии.
Аналитическая концепция культуры Юнга, таким образом, является оригинальной теорией культур, которая не во всем была принята сторонниками ортодоксальной науки. Концепция Юнга во многом служит поискам универсального смысла истории во взаимодействии культур.