Психическое развитие дошкольника
Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов, которое выражается в том, что во времени происходят количественные, качественные и структурные преобразования психики.
Проблема перехода ребенка с одного возрастного этапа на другой вызывает большой интерес социальной, возрастной, педагогической психологии.
Психическая жизнь ребенка, его отношение к окружающему миру перестраивается в дошкольный период. В этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя саморегуляция, что связано с новообразованиями в психике и сознании дошкольника. У ребенка начинает складываться новая система психических функций – память, мышление, воображение. Память – это центральная психическая функция, определяющая другие процессы, а мышление определяется памятью.
В задачу мыслительного акта ребенка входит не логическая структура понятий, а воспоминание своего опыта. Центром сознания ребенка становится память, приводящая к значительным следствиям, которые характеризуют психическое развитие ребенка. Дошкольник начинает действовать в плане общих представлений, а его мышление уже не наглядно-действенное. Ребенку под силу устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Появляется первый абрис целостного детского мировоззрения. С пяти лет дошкольник, выдумывая, изобретая, воображая, начинает выстраивать свою картину мира.
Важнейшим новообразованием дошкольника является воображение, которое имеет много общего с памятью. Благодаря воображению ребенок начинает создавать что-то новое, что раньше отсутствовало в его опыте.
Произвольное поведение является ещё одним новообразованием дошкольного детства. В поведении ребенка создается предварительный образ того, как надо правильно себя вести, дошкольник начинает управлять своим поведением, сравнивая его с образцом.
Главным новообразованием этого возраста является осознание своего поведения и начало личного самосознания.
Старший дошкольник уже хорошо понимает, что он умеет, а что пока не умеет, знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает свои действия, внутренние переживания.
Зарождение и первоначальное развитие важнейших новообразований ребенка происходит в его ведущей деятельности – сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок берет на себя какие-либо функции взрослых и воспроизводит их деятельность.
В сюжетно-ролевой игре происходит формирование всех психических качеств и особенностей личности ребенка.
В дошкольном возрасте игра является не единственным видом деятельности, возникают и другие продуктивные её формы, например,
- рисование,
- лепка,
- использование кубиков,
- вырезание из бумаги фигурок и др.
Отметить надо то, что общим для всех видов деятельности является их направленность на создание продукта, на результат. Ребенок, участвуя в этой деятельности, осваивает новые способы действий, приобретает особые умения и представления о том, что хочет сделать.
Развитие психических функций дошкольника
Несмотря на то, что дошкольник формирует представление о мире, пытается как-то упорядочить и объяснить его, однако восприятие этого мира отлично от восприятия взрослого. Предметы этого мира он рассматривает такими, какие дает его непосредственное восприятие.
Свое восприятие ребенок-дошкольник считает единственно возможным и истинным, которое Ж. Пиаже назвал «реализмом», дающим возможность рассматривать вещи в их внутренней взаимосвязи, независимо от субъекта. Реализм ребенка отличается от объективной позиции по отношению к вещам.
Условие объективности состоит в осознании относительности своей позиции, а ребенок не умеет ещё различать свой субъективный и внешний мир и отождествляет свои восприятия со свойствами внешнего мира. Отсюда следствие, ребенок не различает психический и объективный мир, что приводит к особенностям детского мышления.
Дети одушевляют всё неживое и рассматривают природные явления как результат деятельности человека. Происходит смешение природного и психического, причину которого Пиаже видит в том, что ребенок ещё не выделяет самого себя из окружающего мира. Ребенок рассматривает мир с неосознаваемой своей точки зрения и эту особенность Пиаже назвал эгоцентризмом.
Дошкольник не догадывается о том, что вещи могут выглядеть не так, как он их представляет. Пиаже назвал эти особенности детского мышления феноменами.
Умственное развитие ребенка дошкольного возраста представляет собой взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления.
Наглядно-действенное мышление относится к ранним формам мышления и возникает в тесной связи с практическими действиями ребенка. Признаком наглядно-действенного мышления является связь мыслительных процессов с практическими действиями.
Выполняя многократные действия с предметами, ребенок выделяет внутренние характеристики объекта и внутренние его связи, а практические преобразования становятся средством познания действительности.
Наглядно-образное мышление является ещё одной характерной формой умственной деятельности дошкольника. Ребенок оперирует образами и представлениями, а не конкретными предметами.
Подражание взрослому является важнейшей предпосылкой возникновения образного мышления.
Игра тоже рассматривается как форма подражания и у ребенка возникает способность представить одну вещь посредством другой.
Логическое мышление – это третья форма интеллектуальной деятельности дошкольника, которая формируется к концу дошкольного возраста. Для этого вида мышления характерным является то, что ребенок оперирует абстрактными категориями и устанавливает отношения, не представленные в модельной форме.
Наглядно-образное мышление
Главными переменами у 6-7-летнего ребенка являются изменения в поведении – ребенок кривляется, капризничает, в поведении появляется что-то нелепое и искусственное.
Подобное притворство внешне никак не мотивировано и вызывает не смех, а осуждение со стороны взрослых. Это симптомы переходного периода от дошкольника к школьному возрасту и в психологии получили название кризиса 7-ми лет.
В психической жизни ребенка в это время происходят важные изменения, суть которых связана с утратой детской непосредственности.
Этот возраст является периодом новых трудностей, которые появляются в отношениях с близкими взрослыми, ребенок делает вид, что не слышит замечания или просьбы. Появляются непослушания и по всяким поводам возникают споры. Прошлый образ жизни обесценивается ребенком, отрицается и отвергается.
В период кризиса 7-ми лет возникают важнейшие позитивные новообразования.
Негативные проявления в поведении – это оборотная сторона позитивных изменений личности, являющихся основным психологическим смыслом этого переходного периода.
С потерей непосредственности, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Он начинает осознавать собственные переживания, возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, и ребенок открывает факт их существования.
Самолюбие, самооценка, требовательность к себе и уровень запросов к успеху – это всё следствия осознания своих переживаний.
Жизненный мир ребенка в 6-7 лет расширяется, в общении с взрослыми появляются новые темы, возникает интерес к политике, происхождению небесных тел, жизни в других странах и др.
Расширяется также и сфера социальных контактов, ребенок входит в круг новых взрослых и здесь на первое место выдвигается задача «как себя вести».
К концу дошкольного периода преобразования происходят и в общении со сверстниками, которое опосредуется, принятыми в детском коллективе правилами, появляются дружба, привязанность.
Основным смыслом жизни 7-летнего ребенка становится вхождение в широкую социальную общность.
На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает главное новообразование – способность и потребность к осуществлению общественно значимой деятельности, что выражается в готовности к школьному образу жизни.
Компонентами психологической готовности к школе является мотивационная, интеллектуальная, волевая готовность.