Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет

Психическое развитие дошкольника

Определение 1

Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов, которое выражается в том, что во времени происходят количественные, качественные и структурные преобразования психики.

Проблема перехода ребенка с одного возрастного этапа на другой вызывает большой интерес социальной, возрастной, педагогической психологии.

Психическая жизнь ребенка, его отношение к окружающему миру перестраивается в дошкольный период. В этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя саморегуляция, что связано с новообразованиями в психике и сознании дошкольника. У ребенка начинает складываться новая система психических функций – память, мышление, воображение. Память – это центральная психическая функция, определяющая другие процессы, а мышление определяется памятью.

В задачу мыслительного акта ребенка входит не логическая структура понятий, а воспоминание своего опыта. Центром сознания ребенка становится память, приводящая к значительным следствиям, которые характеризуют психическое развитие ребенка. Дошкольник начинает действовать в плане общих представлений, а его мышление уже не наглядно-действенное. Ребенку под силу устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Появляется первый абрис целостного детского мировоззрения. С пяти лет дошкольник, выдумывая, изобретая, воображая, начинает выстраивать свою картину мира.

Замечание 1

Важнейшим новообразованием дошкольника является воображение, которое имеет много общего с памятью. Благодаря воображению ребенок начинает создавать что-то новое, что раньше отсутствовало в его опыте.

Произвольное поведение является ещё одним новообразованием дошкольного детства. В поведении ребенка создается предварительный образ того, как надо правильно себя вести, дошкольник начинает управлять своим поведением, сравнивая его с образцом.

«Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Главным новообразованием этого возраста является осознание своего поведения и начало личного самосознания.

Старший дошкольник уже хорошо понимает, что он умеет, а что пока не умеет, знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает свои действия, внутренние переживания.

Зарождение и первоначальное развитие важнейших новообразований ребенка происходит в его ведущей деятельности – сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок берет на себя какие-либо функции взрослых и воспроизводит их деятельность.

В сюжетно-ролевой игре происходит формирование всех психических качеств и особенностей личности ребенка.

В дошкольном возрасте игра является не единственным видом деятельности, возникают и другие продуктивные её формы, например,

  • рисование,
  • лепка,
  • использование кубиков,
  • вырезание из бумаги фигурок и др.
Замечание 3

Отметить надо то, что общим для всех видов деятельности является их направленность на создание продукта, на результат. Ребенок, участвуя в этой деятельности, осваивает новые способы действий, приобретает особые умения и представления о том, что хочет сделать.

Развитие психических функций дошкольника

Несмотря на то, что дошкольник формирует представление о мире, пытается как-то упорядочить и объяснить его, однако восприятие этого мира отлично от восприятия взрослого. Предметы этого мира он рассматривает такими, какие дает его непосредственное восприятие.

Свое восприятие ребенок-дошкольник считает единственно возможным и истинным, которое Ж. Пиаже назвал «реализмом», дающим возможность рассматривать вещи в их внутренней взаимосвязи, независимо от субъекта. Реализм ребенка отличается от объективной позиции по отношению к вещам.

Условие объективности состоит в осознании относительности своей позиции, а ребенок не умеет ещё различать свой субъективный и внешний мир и отождествляет свои восприятия со свойствами внешнего мира. Отсюда следствие, ребенок не различает психический и объективный мир, что приводит к особенностям детского мышления.

Дети одушевляют всё неживое и рассматривают природные явления как результат деятельности человека. Происходит смешение природного и психического, причину которого Пиаже видит в том, что ребенок ещё не выделяет самого себя из окружающего мира. Ребенок рассматривает мир с неосознаваемой своей точки зрения и эту особенность Пиаже назвал эгоцентризмом.

Дошкольник не догадывается о том, что вещи могут выглядеть не так, как он их представляет. Пиаже назвал эти особенности детского мышления феноменами.

Умственное развитие ребенка дошкольного возраста представляет собой взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления.

Наглядно-действенное мышление относится к ранним формам мышления и возникает в тесной связи с практическими действиями ребенка. Признаком наглядно-действенного мышления является связь мыслительных процессов с практическими действиями.

Выполняя многократные действия с предметами, ребенок выделяет внутренние характеристики объекта и внутренние его связи, а практические преобразования становятся средством познания действительности.

Наглядно-образное мышление является ещё одной характерной формой умственной деятельности дошкольника. Ребенок оперирует образами и представлениями, а не конкретными предметами.

Подражание взрослому является важнейшей предпосылкой возникновения образного мышления.

Игра тоже рассматривается как форма подражания и у ребенка возникает способность представить одну вещь посредством другой.

Логическое мышление – это третья форма интеллектуальной деятельности дошкольника, которая формируется к концу дошкольного возраста. Для этого вида мышления характерным является то, что ребенок оперирует абстрактными категориями и устанавливает отношения, не представленные в модельной форме.

Наглядно-образное мышление

Главными переменами у 6-7-летнего ребенка являются изменения в поведении – ребенок кривляется, капризничает, в поведении появляется что-то нелепое и искусственное.

Подобное притворство внешне никак не мотивировано и вызывает не смех, а осуждение со стороны взрослых. Это симптомы переходного периода от дошкольника к школьному возрасту и в психологии получили название кризиса 7-ми лет.

В психической жизни ребенка в это время происходят важные изменения, суть которых связана с утратой детской непосредственности.

Этот возраст является периодом новых трудностей, которые появляются в отношениях с близкими взрослыми, ребенок делает вид, что не слышит замечания или просьбы. Появляются непослушания и по всяким поводам возникают споры. Прошлый образ жизни обесценивается ребенком, отрицается и отвергается.

В период кризиса 7-ми лет возникают важнейшие позитивные новообразования.

Негативные проявления в поведении – это оборотная сторона позитивных изменений личности, являющихся основным психологическим смыслом этого переходного периода.

С потерей непосредственности, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Он начинает осознавать собственные переживания, возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, и ребенок открывает факт их существования.

Самолюбие, самооценка, требовательность к себе и уровень запросов к успеху – это всё следствия осознания своих переживаний.

Жизненный мир ребенка в 6-7 лет расширяется, в общении с взрослыми появляются новые темы, возникает интерес к политике, происхождению небесных тел, жизни в других странах и др.

Расширяется также и сфера социальных контактов, ребенок входит в круг новых взрослых и здесь на первое место выдвигается задача «как себя вести».

К концу дошкольного периода преобразования происходят и в общении со сверстниками, которое опосредуется, принятыми в детском коллективе правилами, появляются дружба, привязанность.

Основным смыслом жизни 7-летнего ребенка становится вхождение в широкую социальную общность.

На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает главное новообразование – способность и потребность к осуществлению общественно значимой деятельности, что выражается в готовности к школьному образу жизни.

Компонентами психологической готовности к школе является мотивационная, интеллектуальная, волевая готовность.

Дата последнего обновления статьи: 01.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot