Способности человека – сложное и противоречивое явление, которое подвергалось изучению на протяжении многих столетий. Способности рассматривались с различных ракурсов, предлагались разнообразные теории их происхождения, некоторые из них – прямо противоположные друг другу. Однако ряд авторитетных исследователей, в числе которых А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др., предлагают рассматривать способности в качестве важнейших компонентов структуры личности (наряду с темпераментом, характером и т. д.). Следовательно, как утверждает Е. П. Ильин, способности могут быть отнесены к дифференциально-индивидным качествам личности. Понятие «способности» было введено в научный обиход Платоном, предложившим к рассмотрению врожденное неравенство людей как следствие наличия либо отсутствия особых способностей. Важнейший этап разработки теории способностей личности знаменовался выходом книги испанского врача Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам» (1575), где способности описывались как психические явления личности. Ключевая идея, высказанная автором книги, состояла в том, что способности – это врожденные дарования.
Изучение проблемы потребностей представлено и в работах английского философа-материалиста Ф. Бэкона, который предложил разграничить науки на основании трех важнейших способностей человеческого разума: хорошая память – исторические науки; творческое воображение – литература; здравый рассудок – философия. Ф. Бэкон также указывал на то, что способности являются врожденными, однако их развитие напрямую зависит от особенностей воспитания.
Способности и задатки
На сегодняшний день в отечественной психологии существуют две традиции в изучении и понимании способностей человека. Первая из них, заложенная исследованиями Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына и развиваемая в работах Э. А. Голубевой и В. М. Русалова, связана с изучением психофизиологических основ способностей. Представителями данного подхода способности соотносятся с типом нервной системы, темпераментом личности и некоторыми другими личностными качествами. По мнению Б. М. Теплова, способности могут проявляться, лишь пребывая в постоянном развитии. Как только человек прекращает активно применять свои способности, их уровень начинает снижаться, что в последующем может привести к их полной утрате. Кроме того, способности могут проявляться не только непосредственно в знаниях, умениях или навыках, а в интенсивности их приобретения, то есть в том, как быстро человек способен освоить новый для него вид деятельности. Следовательно, способности определяют качества любых совершаемых действий и результативность деятельности в целом.
Иной традиции в рассмотрении проблематики способностей личности придерживаются В. Д. Шадриков и его ученики. В центре их научного рассмотрения – системный подход к изучению способностей. С точки зрения исследователей, способность человека – это своеобразное свойство личности как объекта, которое проявляется в процессе его функционирования. Рассматриваемые как свойства объекта способности обусловливаются структурой этого объекта и свойствами его элементов. Опираясь на идеи Б. Г. Ананьева, Шадриков предлагал выделять функциональный и операциональный компоненты в структурной организации способностей.
Таким образом, в настоящее время в научной литературе представлены многочисленные определения способностей. При их рассмотрении как компонентов структуры личности правомерным будет следующее определение: способности – это свойства личности, которые влияют на эффективность ее деятельности. В развитии способностей особую роль играют задатки.
Задатки – морфофункциональные особенности строения мозга, органов чувств и телосложения, выступающие как природные, то есть биологически обусловленные, предпосылки развития определенных способностей. На основании одних и тех же задатков могут быть сформированы абсолютно разные способности. По сути дела, индивидуальные природные различия людей обусловлены не столько развитыми способностями, сколько природными задатками.
Как особые задатки можно рассматривать общую активность нервной системы, ее уравновешенность, повышенную чувствительность нервных структур, специальную предрасположенность к восприятию звуков, палитры красок, пространственных форм, к установлению причинно-следственных связей и отношений, к синтезу и анализу и т. д.
Однако обладание определенными задатками не гарантирует человеку их развития в соответствующие способности. Кроме того, отсутствие необходимых задатков к развитию одних способностей (их дефицит) может быть восполнено путем более сильного развития других задатков. Особенно важно, что развитие определенных задатков является социально обусловленным процессом, связанным с условиями воспитания и особенностями развития общества.
Типология способностей
Основное разделение способностей в психологии включает общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность человека в самых разнообразных видах деятельности. К ним можно отнести умственные способности, развитую память, совершенную речь, тонкость и точность движений рук, способности в установлении и поддержании контактов с другими людьми. Специальные способности построены на задатках особого рода и их развитии, определяют успехи личности в специфических видах деятельности (музыке, математике, лингвистике, технике и т. д.).
Опираясь на другую классификацию, способности делятся на актуальные и потенциальные.
Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, они могут актуализироваться при изменении имеющихся социальных условий. К актуальным, то есть реализованным, способностям относятся не только те, которые используются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и применяются в настоящем.
Предлагается и другое разделение способностей на несколько групп, в зависимости от того, свойственны они всем людям или только отдельно взятым личностям.
Первую группу составляют элементарные общие способности, присущие в различной мере всем людям. Они выражены основными формами психического отражения окружающего мира, в том числе: в способности ощущать и воспринимать, запоминать и переживать, мыслить и принимать несложные решения и др.
Вторую группу представляют элементарные частные способности, присущие отдельным людям и являющиеся более сложными свойствами личности. К ним относятся: глазомер, музыкальный слух, критичность мышления, доброта, настойчивость и др.
Третья группа включает в себя сложные общие способности, присущие в определенной мере всем людям. Они проявляются в способностях к общечеловеческим массовым видам деятельности, к таким, как труд, учение, игра, общение друг с другом, нравственное отношение к другим, эстетическое восприятие окружающей объективной реальности.
Четвертая группа связана со сложными способностями к определенным видам деятельности. Например, к таким профессиям, как: врач, скульптор, балерина и др.
Особое значение проблема описания способностей имеет в связи с профориентацией и выбором профессии. Прогноз о пригодности к той или иной деятельности должен строиться, исходя из положения о развитии способностей в деятельности.
Одаренность
На протяжении длительного времени одаренность выступала синонимом способности. Однако С. Л. Рубинштейн утверждал, что одаренность характеризуется совокупностью свойств личности. Существует следующая дефиниция: одаренность – это сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.
Исследования одаренных детей, которые были проведены Н. С. Лейтесом, позволили ученому выявить некоторые особенно важные способности, образующие структуру интеллектуальной одаренности:
- высокая концентрация внимания, сосредоточенность, собранность;
- готовность к длительной и напряженной работе, которая перерастает в своеобразную склонность к труду;
- некоторые особенности мышления (быстрота мыслительных процессов, развитые навыки анализа и синтеза, гибкость ума, склонность к систематизированию и т. д.).
Однако проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо, поэтому свести одаренность людей, занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется практически невозможным.