Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой общения: Э. Берн, Б. Д. Парыгин, Г.М.Андреева, Л. Карпенко, А.Н. Леонтьев и др.
Для понимания данного вопроса нам необходимо будет рассмотреть также структуру общения, так как функции вытекают именно из нее.
Понятие общения
Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.
В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.
Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».
Структура общения
Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:
- перцептивная сторона общения (термин «перцепция» означает восприятие; таким образом, данная сторона характеризует процесс восприятия собеседниками друг друга);
- коммуникативная сторона общения (состоит в передаче информации);
- интерактивная сторона общения (взаимодействие).
Структура общения представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. «Структура общения»
Функции общения
Выделятся ряд основных функций общения.
- Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.
- Контактная функция общения предполагает установление коннекции.
- Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей. Регуляторами поведения могут выступать:
- советы;
- инструкции;
- требования;
- приказы и др.
Другая классификация функций общения включает в себя 3 блока.
- Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция. Выступает как обобщенная функция, которая включает в себя следующие функции: интерактивную, функцию понимания и амотивную. В целом, она направлена на восприятие и понимание информации, а также оказание эмоционального воздействия.
- Информационно-коммуникативная функция общения предполагает установление контакта и обмен информацией между индивидами в процессе общения. Особенности обмена информацией:
- обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом;
- обмен информацией предполагает взаимодействие когнитивной, аффективной и поведенческой сторон обоих индивидов.
Рассмотрим также еще одну классификацию функций общения, которая связана с педагогическим процессом. Классификация представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. «Функции общения в педагогическом процессе»
Таким образом, мы рассмотрели основные функции общения в различных классификациях.
Выделим общие функции из них: информационная, амотивная, функция восприятия, интерактивная и контактная.