Закономерности развития психических процессов — это те механизмы, которые управляют развитием психологических процессов личности. Особое внимание закономерностям развития психических процессов уделял Л.С. Выготский. Он выделял четыре закономерности развития психики:
- цикличность
- неравномерность
- «метаморфозы» в детском возрасте
- сочетание эволюции и инволюции в детском возрасте
Цикличность
Цикличность в развитии психических процессов выражается в череде подъемов и спадов. Одним из примеров цикличности в развитии психики выступает чередование так называемых критических возрастов (1 год, 3 года, 7 лет) и периодов стабильного развития психики.
В результате развития психики и психических процессов происходят качественные преобразования. Психика ребенка будет отличатся на каждой степени своего развития. Важность каждого этапа характеризуется тем, какую роль он несет в развитии. Например, если ребенок в возрасте 2 лет на год отстает в развитии от своих сверстников, то это является нарушением, в отличии от ситуации, когда ребенок 15 лет отстает в развитии от своих сверстников на год. Память, речь, интеллект цикличны в своем развитии.
Неравномерность развития
Психические функции и процессы личности ведут свое развитие не равномерно. В каком-то определённом возрасте какая-то функция начинает доминировать над остальными.
В младенчестве сознание ребенка является недифференцированным. Дифференциация начинается с раннего детства. В первую очередь начинают доминировать основные функции, такие как восприятие. Восприятие имеет интенсивное развитие и стоит в центре сознания. Другие функции в этот момент зависят от доминирующей. Сильно взаимодействуют восприятие и память. Ребенок, видя некую знакомую ему вещь, ориентируется на связанные с ней события. Когда функция находится в роли доминирующей, в этот момент происходит ее самое сильное и полноценное развитие.
Как уже было сказано выше, восприятие является доминирующей функцией для детей в раннем возрасте, помаять является доминирующей функцией в дошкольном возрасте, мышление является доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.
Неравномерность развития психики выражается в:
- акселерации
- ретардации
- инфантилизме
Под акселерацией помают процесс, в ходе которого у ребенка происходит ускорение физического развития и частично психического, что характерно для детского и подросткового возраста.
Различные ученые по-разному объясняют на чем основана акселерации, например, биологи объясняют этот процесс физическим состояние организмом, психологи – развитием психических функций, педагоги - духовным развитием.
Причины акселерации:
- улучшение условий жизни
- развитие медицины
- радиация
- уменьшение кислорода в атмосфере
Ретардация - это задержка физического развития и формирования функций организма.
Психофизическое созревание ребенка дает почву для реализации психических функций. По морфологическим и функциональным показателям судят о зрелости структур организма на определенных этапах его развития.
Ученые называют две основные причины, которые вызывают ретардацию:
- наследственные, врожденные и приобретенные в младенчестве нарушения
- социальные факторы
К относительным причинам относят заболевания, но в течении некоторого времени ребенок догоняет в развитии сверстников.
Особое внимание в развитии ретардации заслуживает социальный фактор. Материальное положение семьи, в которой растет ребенок, играет наименьшее значение. Более важным является микроклимат в семье, окружение ребёнка.
Инфантилизм - одна из форм развития психики, проявляется в задержке развития психических и физических функций. В дальнейшем отставание может быть компенсировано.
Причины инфантилизма:
- наследственный заболевания
- инфекционные болезни
- авитаминоз
Виды инфантилизма:
- Физиологический инфантилизм – отставание в физическом развитии, причиной которого могло быть кислородное голодание плода, инфицирование плода во время беременности, инфекционные заболевания в младенчестве.
- Психологический инфантилизм – проявление детских черт в поведении, мышлении. Человек ведет себя не соответственно своему возрасту. Психологически инфантильные дети не могут самостоятельно принять решение. Взрослый с психологическим инфантилизмом это «большой ребенок».
- Социальные инфантилизм – это отставание в социально-культурном развитии. То есть социально культурно ребенок недостаточно развит для своего возраста. В результате этого наступает нарушение в механизмах социализации. Некоторые ученые считают, что причиной социально инфантилизма является чрезмерное преобладает в воспитании ребенка женского начала.
«Метаморфозы» в детском возрасте
В результате развития психических процессов происходят качественные изменения этих процессов. Психика ребёнка на одном этапе качественным образом отличается от психики на других этапах. Развитие психики ребенка отличается от развития психики взрослого. Взрослый если мало знает и умеет постепенно приобретает знания и навыки. Большое заблуждение воспринимать ребенка как маленького взрослого, который отличается от взрослого человека лишь количественными изменениями. Но на самом деле ребенок совершенно иначе воспринимает мир. Его восприятие и логика построены на иных принципах.
В начале жизни у ребенка преобладают лишь органические ощущения: покой-бодрствование, напряжение-успокоение. Внешний мир воспринимается примитивно. Ребенок овладевает пространством через ротовой, осязательный и зрительный процесс. Ребенок воспринимает мир неустойчиво. Мышление у ребенка первых лет жизни достаточно примитивное, оно основано на физиологическом осознании.
Сочетание эволюции и инволюции в детском возрасте
Эволюция – это то что связано с прогрессом и развитием вперед, инволюция — это регресс, развитие назад. Инволюция неразрывно связана с прогрессом. Те психические функции, которые сложились на прошлых этапах постепенно или отмирают, или преобразовываются. Например, если ребенок освоил речь, но он уже не будет лепетать. У младших школьников исчезают дошкольные интересы, исчезают особенности мышления, которые присутствовали в младшем возрасте. Инволюция является необходимой частью развития психологических процессов и функций ребенка, если инволюция не происходит вовремя, то ребенок переносит в новый возраст старые черты своего поведения, в результате чего развивается инфантилизм.