Сущность житейской и научной психологии
Если научная психология является наукой о душе, то житейская психология – это взгляды, представления, убеждения и знания о психике, обобщающие жизненный опыт людей и каждого конкретного человека.
Житейские психологические знания человек приобретает путем самонаблюдения, во время взаимодействия со средой или с окружающими людьми.
Рисунок 1. Соотношение житейской и научной психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Житейская психология связана с размышлениями над конкретными событиями. Их выводы, хорошо отражаются в народных пословицах – «Чужая душа – потемки», «Не зная броду – не лезь в воду» и др.
Поскольку житейская психология объясняла отдельные фрагменты бытия человека, то понятно, что в психологических знаниях человека не было никакой системности. Влияние на их мировоззрение оказывало отсутствие необходимых способов изучения окружающей действительности, но эти знания, тем не менее, могли быть актуальными и значительными. Современные психологи считают, что их зарождение обуславливали такие проявления психики как эмоциональные состояния, сновидения, определенные черты характера.
Научная психология больше настроена на изучение и понимание общих закономерностей жизни, с учетом фактов, полученных опытным путем. Она разрабатывает методы систематизированных наблюдений, методы моделирования, анализа документов. Научная психология располагает способами измерения психических явлений с проверкой их результатов.
Характерными для научной психологии являются:
- рациональный подход,
- высокий интеллектуализм,
- использование абстрактно-научных категорий.
К источникам научной психологии относятся научные статьи, книги, эксперименты, преподаватели, передающие теоретический опыт.
Житейская психология является основой научной психологии. Если научная психология изучает психические процессы, то житейская психология рассматривает конкретного человека или определенные условия.
Та и другая психология имеют разные способы передачи знаний – житейская психология передает накопленные знания через устную речь, от бабушек к внукам, через народное творчество, научная психология передает знания с помощью специальной литературы, учебников, учебных заведений.Передача знаний в научной психологии идет специальными терминами и понятиями, а житейская психология передает своими словами.
Есть у них и черты сходства, состоящие в том, что обе помогают людям понимать друг друга, поэтому друг для друга они очень важны.
По сути научная и житейская психологии являются теорией и практикой. Познавая себя, человек сам себя изменяет, и сегодня психология располагает множеством фактов, которые показывают, как новые знания человека о себе делают его другим. Это говорит о том, что психология не только познает человека, она его формирует.
Различия научной и житейской психологии
Не только психология, но и любая другая наука опирается на некоторый эмпирический опыт людей, например, на знания, приобретенные в повседневной жизни о падении и движении тел, опирается физика.
У каждого человека есть запас житейских психологических знаний. Выдающимися житейскими психологами являются великие писатели, священнослужители, врачи, педагоги.
Между научной и житейской психологией, безусловно, существуют различия:
- Житейские психологические знания являются конкретными и приуроченными к конкретным людям и задачам, часто прагматическим. Например, ребенок хорошо знает, как вести себя с каждым членом семьи и в каждом конкретном случае, для того, чтобы добиться желаемой цели. Однако этот же ребенок в чужой семье поведет себя совсем по-другому;
- Житейские психологические знания имеют интуитивный характер, потому что приобретаются путем практических проб. Отчетливо этот способ виден у детей, который достигается ежечасными испытаниями взрослых, в ходе которых ребенок обнаруживает из кого можно «вить веревки», а из кого этого лучше не делать;
- Следующее отличие касается способа передачи знаний. В житейской психологии эта возможность ограничена – житейский опыт от старшего поколения передается младшему с большим трудом, Дети не хотят перенимать опыт своих отцов, в этом и состоит вечная проблема «отцов и детей». Каждое новое поколение набивает себе шишки самостоятельно. Научные же знания аккумулируются и передаются с большим коэффициентом полезного действия;
- Четвертое различие житейской и научной психологии состоит в методах получения знаний. Если житейская психология ограничивается наблюдениями и размышлениями, то в научной психологии добавляется метод эксперимента. Суть метода состоит в том, что экспериментатор не ждет стечения обстоятельств, а сам вызывает нужное ему явление, создав для этого необходимые условия. Именно с введением в психологию метода эксперимента она оформилась в самостоятельную науку;
- Пятым отличием и преимуществом научной психологии является очень обширный, разнообразный и порой уникальный фактический материал, которым она располагает. Накапливается и осмысливается этот материал в таких отраслях психологии, как возрастная психология, педагогическая психология, нейропсихология, социальная психология и др.
Связь научной психологии с житейской и практической психологией
Научные знания по психологии необходимы, но недостаточны для того, чтобы осуществлять, например, педагогическую деятельность. Важно научиться применять научные знания и в обыденной жизни, и в процессе воспитания и обучения детей. Житейские знания по психологии есть у каждого человека и каждый должен быть немного психологом, чтобы жить среди людей и достичь нужных результатов.
Знания житейской психологии бессистемны, носят интуитивный характер и мало осмыслены, поэтому житейская психология является совокупностью разрозненных эмпирических знаний о психике человека. Научная психология не только уточняет и дополняет житейские знания, она делает их осознанными и рациональными, а это значит, что их можно применять в практической деятельности.
Поскольку эти знания имеют обобщенный характер и не связаны с конкретным человеком, их применение представляет большие трудности. Между житейской и научной психологией, таким образом, появляется разрыв, а устранить его может практическая психология, разрабатывающая приемы и способы применения научной психологии в практической деятельности.
Благодаря практической психологии и её специальным диагностическим методикам, человек имеет возможность познать самого себя, увидеть свои плюсы и минусы.
Чтобы привести себя в нормальное спокойное состояние, подготовиться к напряженной деятельности, спортивный психолог А.А. Алексеев в своей книге «Преодолей себя» приводит 7 формул. Его рекомендации сводятся к следующему - перед сном в затемненном помещении нужно каждую формулу повторять про себя 10 раз:
- я расслабляюсь и успокаиваюсь;
- мои конечности, и лицо полностью расслаблены, они теплые и неподвижные;
- туловище теплое и полностью расслабленное;
- дыхание спокойное, свободное, легкое;
- сердце бьется ровно и спокойно;
- я успокоился и отдохнул;
- мое самочувствие хорошее.
Есть и другие аутотренинги самосовершенствования личности.
Полностью изолироваться от общества личность не может, потому что является членом какой-либо группы. Группа, в свою очередь, может оказывать на личность как положительное, так и отрицательное влияние.
Чтобы группа оказывала положительное влияние, практические психологи создают небольшие по численности группы с применением специальных тренингов, направленных на самосовершенствование личности в группе.
Группы могут быть разных видов, и каждой дается историческая и теоретическая характеристика, предлагается описание практических упражнений, которые направлены на приобретение опыта общения и самосовершенствования