Категория «произвольность» используется в ходе обозначения всех видов поведения, процессов, действий субъекта, которые характеризуются показателями намеренности, осознанности причин поведения, регуляцией и контролем хода действий.
Понятие и особенности произвольной регуляции
Исследователи признают, что ребёнок в дошкольном возрасте владеет произвольными формами поведения в случае, когда у него есть умение регулировать собственные действия в зависимости от правил, образцов и норм, которые выработаны обществом.
Произвольное поведение — это произвольная регуляция деятельности, которая представляет собой способность ребёнка целенаправленно и осознанно осуществлять планирование, управление и оценку своих действий.
Еще Д. Б. Эльконином было выделено несколько параметров, которые можно отнести к компонентам произвольности:
- Осознанное подчинение правилам;
- Умение ориентироваться на систему требований, которая задана в обществе;
- Навык внимательного слушания говорящего и воспроизведения заданий, которые предложены в устной форме;
- Самостоятельное выполнение задания на основе представленного зрительного образца.
Произвольность представляет собой не только характеристику познавательных процессов, но и является важнейшим этапом становления волевого поведения, среди которых необходимо выделить:
- Появление первых движений младенца, сконцентрированных на предмете;
- Становление регуляционной функции речи;
- Речь переходит из интер - в интрапсихологическую функцию;
- Выделяются и осознаются правила в качестве средств овладения своим поведением;
- Происходит осознание поведения.
Волевое действие представлено произвольным действием. Но ещё Сеченов показал рефлекторную природу всех произвольных действий, а более точное и правильное понимание физиологических механизмов волевых действий смогло дать учение Павлова.
Произвольное движение осуществляется через формирование сложных систем. Появление способности к волевым действиям берет начало в раннем детстве, когда ребёнок овладевает произвольными движениями, манипулируя игрушками и доступными предметами.
Произвольное поведение начинает проявляться в тех случаях, когда дети выполняют простые действия, имеющие отношение к преодолению трудностей, а также те, которые могут быть продиктованы необходимостью (ребенок в первый раз делает не то, что хочет, а то, что надо). Большую роль в этом плане играют систематические указания и требования взрослого человека.
Взрослый умело может поставить ребёнка перед необходимостью преодолеть посильные препятствия и трудности, проявляя при этом волевые усилия. Дети получают возможность контролировать собственную позу (например, спокойное сидение на занятиях таким образом, как этого требует воспитатель).
Управление собственным телом для дошкольника — непростая задача. Сначала это действие может потребовать внешнего контроля над собой, поэтому ребёнок может остаться относительно неподвижным только тогда, когда смотрит на положение своих частей тела, отслеживая, чтобы они не вышли из подчинения. Лишь со временем ребенок переходит к контролю положения своего тела на основе мышечных ощущений.
Регуляция мыслительной деятельности проявляется у детей среднего и старшего дошкольного возраста. В этот период они уже могут пытаться решать головоломки, пробуя различные варианты соединения частей в целое и последовательно переходя от одного варианта к другому.
Становление произвольного поведения в дошкольном возрасте
В дошкольном детстве только начинает складываться сознательное управление поведением, при этом произвольные действия могут сосуществовать с действиями непреднамеренными и импульсивными. К завершению дошкольного возраста дети уже получают способность адекватно вести себя на основании внутренних побуждений, а не только при наличии условия ожидания определенного поощрения со стороны взрослого человека или сверстника. На этой основе может возникать соподчинение мотивов.
Один из основных факторов, который способствует становлению произвольного поведения ребёнка, представлен игрой. Именно в ее рамках формируется механизм управления своим поведением, поскольку человек должен подчиняться определенным правилам. Этот навык изначально складывается именно в игре, проявляясь впоследствии в других видах деятельности.
Для произвольности характерно наличие образца поведения, которому должен следовать индивид, а также контроль. В игре в качестве образца могут выступать не моральные нормы или прочие требования взрослых, а образ других людей, поведение которых копирует ребёнок.
К концу дошкольного возраста начинает проявляться самоконтроль, поэтому первоначально детям необходим внешний контроль (например, со стороны его товарищей по игре). Сначала они контролируют друг друга, а далее каждый самого себя. Таким образом, происходит исключение внешнего контроля из процесса регуляции поведения, а образ начинает регулировать поведение напрямую.
Возможные проблемы при неразвитой произвольной регуляции поведения у дошкольника
Самоконтроль представляет собой составную часть любого вида деятельности человека. Он концентрируется на предупреждении возможных или обнаружении уже совершённых ошибок. Через самоконтроль человек в любой ситуации способен осознать правильность своих действий, включая игру, учёбу и труд. Его проявление и развитие определяют требования общества к поведению человека.
В рамках познавательной деятельности существенноезначение имеет умение контролировать себя и регулировать свои действия. Дети с неразвитым самоконтролем, даже зная и понимая правила, по которым должны действовать, имеюттрудности в самостоятельном выполнении заданий.
Для ребенка, у которого недостаточно сформирована произвольная регуляция, характерна более медленная включаемость в процесс обучения. Так, даже при нормальном уровне интеллектуального развития, он может попасть в группу неуспевающих.