Психологическая консультация — это особый вид деятельности, который представляет собой практическую помощь советом, рекомендацией, руководством, симпатией и ободрением.
Особенности и сущность психологической консультации
Сущность современной практики психологического консультирования заключается в попытке сделать данную помощь более эффективной. В основе этого процесса лежит составление программ психологической консультации на базе знаний о человеческом характере, его формировании и коррекции.
Сегодня произошло формирование ниши, которую займут консультанты, прошедшие подготовку и имеющие необходимые черты характера. Это связано с тем, что большое количество людей стали нуждаться в таком виде помощи, который не имеют возможности оказывать другие специалисты (например, врачи). Так, когда пациент болен физически, то ему необходим врач. Если же у него душевная болезнь или он не способен контролировать собственные поступки, то ему требуется помощь психиатра.
В случае, когда у человека личностные проблемы, которые считаются психологическими и не имеющими физическую основу, ему следует обратиться к консультирующему психологу или психотерапевту. Если нуждающийся в помощи человек молод и неопытен, то ему может понадобиться обучение и соответствующий преподаватель.
Поле деятельности консультантов находится между двумя профессиями, поэтому он использует часть методов каждого из них. Преподаватели имеют дело с «нормальными» людьми, заостряя внимание на процессе роста и развития (интеллектуальное, моральное или религиозное).
Консультирующему психологу необходимо работать главным образом над проблемами коррекции (перевоспитания) пациента, который имеет существенные сложности в приспособлении к окружающему миру. Таким пациентам необходимо специальное продолжительное лечение.
Таким образом, проведение четкой грани между потребностями пациента в «воспитании» и соответственно «перевоспитании» не представляется возможным. Проблемы корректирующего и дисциплинарного характера являются «статистически нормальной» частью профессии, при этом консультирующий психолог применяет в большей или меньшей степени позитивные методики из образования. Это производится в зависимости от потребностей конкретной ситуации.
Цели и задачи программы психологической консультации
Программы психологического консультирования должны быть направлены на решение определенной психологической проблемы. В целом психологическая проблема представляет собой систему трудностей клиента (например, дисгармоничное состояние психики, которое вызвано соответствующими противоречиями в развитии). Проблемы создают психическое напряжение и причиняют страдания, от которых человек желает избавиться.
Проблемы, на решение которых может быть направлена психологическая программа, включают:
- Конфликтные ситуации и их последствия;
- Трудности в коммуникации;
- Болезненные переживания душевного характера;
- Отсутствие удовлетворенности собой или кем-то и др.
Основной метод создания психологических программ консультирования состоит в проблемном анализе. В его основе лежит предположение о том, что любая психологическая проблема пациента обладает собственным генезисисом. Он обусловлен неопределенностью, спонтанностью, непредсказуемостью или детерминантами, которые имеют соответствующие причины и закономерности.
Фактором успешного создания программы становится установка данных причин и закономерностей через поиск путей преодоления их патогенного влияния. Процесс дифференциации и четкого осознания психологами всех ступеней проблемного анализа поможет правильно идентифицировать проблему клиента и выявить самую целесообразную очередность их проработки.
Цель программы психологического консультирования состоит в оказании помощи детям и взрослым, которые обращаются за решением соответствующих психологических проблем.
Среди основных задач программы необходимо выделить:
- Предоставить пациенту психологическую информацию, которая позволит более глубоко осознать самого себя и собственное социальное окружение;
- Поддержать положительную «Я» концепцию клиента;
- Сформировать у пациента способность решать проблемы, которые возникают в его жизни.
Различные типы программ могут быть использованы в работе практически с любой категорией клиентов. В соответствии с возрастом и личными предпочтениями психолога могут изменяться диагностические психокоррекционные средства.
Содержание программы психологического консультирования
На первом этапе программа должна решать проблему анализа содержания жалобы клиента. На этой стадии работы специалист и клиент знакомятся и устанавливают контакт друг с другом. Программа должна содержать сведения о том, кто, на что и по какой причине жалуется, каким образом он это делает.
Программа в зависимости от сложности ситуации может включать следующие разделы: анализ содержания жалобы, анализ психологической ситуации клиента (его проблемы), формулировку задач и особенности психологической коррекции.
На втором этапе происходит анализ психологической ситуации. Здесь важно определить обстоятельства, патогенные условия и факторы, которые привели к развитию проблемы, включая оценку степени влияния каждого из них. Далее нужно выявить участников проблемной ситуации в рамках необходимой степени приближения.
Анализируя психологическую проблему на следующей стадии программы, важно определить действительное содержание проблем клиент. Для этого выдвигаются первичные психологические гипотезы в отношении содержания психологических проблем, идентифицируются трудности.
На стадии формулирования задачи консультирования производится точное описание задачи и фиксируется на этапе первичной диагностики проблемы. Этот процесс позволяет во многом предопределить успешность психологической программы консультирования.
Еще одна стадия программы — это психокоррекция. Терапевтические задачи могут решаться при осуществлении совместной выработки тактики коррекционных действий.