Причины межличностных конфликтов младших школьников
Конфликт – это противостояние двух или более человек, спровоцированное несовместимостью их взглядов и характеризующееся отчужденностью, враждебностью во взаимоотношениях.
Для повседневной жизни современного человека возникновение конфликтов является вполне обыденным делом. Но, конфликты несут в себе большую угрозу для человека, оказывая влияние на его поведение, работоспособность, взаимоотношения с окружающими людьми, на здоровье и другие сферы личности.
Межличностный конфликт в сфере образования сегодня довольно часто встречающееся явление и игнорировать его нельзя. Межличностный конфликт относится к самому распространенному типу конфликта, который проявляется между различными личностями. Это противоречие между людьми вызывается несовместимостью их взглядов, целей, интересов, потребностей.
Дети младшего школьного возраста – это ученики начальной школы с I по IV классы. Возраст младшего школьника от 6-7 до 10 лет является важным для психического и социального развития ребенка, потому что происходит смена социального статуса, ребенок становится школьником и ему необходимо перестроить всю систему жизненных отношений. Кроме этого, у ребенка появляются обязанности, определяемые не только взрослыми, но, и окружающими сверстниками.
С поступлением ребенка в школу происходят значительные изменения в его взаимоотношениях с окружающими. Кроме родителей ему приходится вступать в контакт с учителями, сверстниками, другими детьми.
Конфликты между школьниками и их специфика определяются возрастной психологией, а в конфликтологии выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учащимися. Причины конфликтов, особенности их развития и способы завершения в значительной степени зависят от возраста учеников.
Рисунок 1. Стадии межличностного конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Характер деятельности ребенка в школе, основным содержанием которой является учеба, определяет особенности межличностных конфликтов школьников.
Индивидуально-психологические особенности ребенка и, в частности, агрессивность, заметно влияют на конфликтность учащихся.
Проступки школьников, нарушения общепринятых норм поведения, тоже являются причинами конфликтов между учениками.
Следовательно, к основным причинам межличностных конфликтов, можно отнести:
- противоречия между интересами, целями, мотивами, ролями отдельных индивидов;
- наличие противоборства между различными личностями в результате разных социальных статусов, уровня притязаний и др.;
- устойчивое доминирование негативных чувств и эмоций как фоновых характеристик взаимодействия между людьми;
- особенности восприятия ребенка, в ходе которого значительная часть информации может быть утеряна;
- субъективная предрасположенность к конфликтам в результате сочетания таких психологических качеств, как неадекватная самооценка, желание доминировать, консерватизм мышления, излишняя прямолинейность, тревожность, агрессивность, обидчивость, упрямство, раздражительность.
Методы профилактики конфликтов младших школьников
В начальной школе на профилактику межличностных конфликтов большое влияние оказывает личность учителя. Манера его взаимоотношения с младшим школьником – это пример воссоздания взаимодействий среди учеников. Сам стиль общения, педагогическая тактика влияют на формирование межличностных отношений младших школьников.
Тактика сотрудничества и индивидуальный стиль взаимодействия снижают конфликтность среди детей. Учителю необходимо вступать в межличностные конфликты и регулировать их, а в особых случаях возможно вмешательство администрации школы.
Вовлечение конфликтующих сторон в разрешение конфликта оказывает положительное воздействие.
Профилактика межличностного конфликта, таким образом, является совместной деятельностью его участников, и направлена на взаимовыгодное решение проблемы.
Среди методов профилактики межличностных конфликтов младших школьников выделяются:
- Словесный метод, с помощью которого передаются образные изложения фактов, событий, явлений. Изложенный доступно материал активизирует восприятие школьников, включает их в познавательную активность, формирует представления, мышление, развивает интерес. Из словесных методов хорошо известны рассказ, объяснение, инструктаж. На этом этапе происходит первичная и вторичная профилактика конфликтов;
- Наглядный метод включает все системы организма человека, тоже происходит первичная и вторичная профилактика. Среди наглядных методов можно назвать иллюстрации, демонстрации, положительные примеры;
- Практический метод, в основе которого лежит практическая деятельность учеников и в результате этого осуществляются все виды профилактик. Среди практических методов можно назвать – вовлечение в деятельность, организация деятельности, анализ ситуации, стимулирование, сотрудничество, вмешательство третьего лица.
Первичная профилактика предполагает систему мер, направленных на предотвращение возникновения факторов риска и их влияния на формирование конфликта.
Вторичная профилактика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на предотвращение уже образовавшихся факторов риска, которые в свою очередь могут стать причиной обострения остроконфликтной ситуации.
Цель третичной профилактики заключается в психологической реабилитации участников конфликта.
Профилактика межличностных конфликтов имеет индивидуальные, коллективные, массовые формы. Среди индивидуальных форм выделяются консультирование, экскурсии.
При консультировании специалист оказывает помощь в разрешении проблем. Этот долговременный процесс направлен на изучение способностей и на изучение самого себя.
Коллективные формы профилактики межличностных конфликтов – диспуты, игры, экскурсии, кружки, интеллектуальные марафоны, классные часы.
К массовым формам профилактики конфликтов относится организация внеучебной деятельности – это соревнования, школьные праздники, классные часы, охватывающие всю параллель классов. Работа с родителями детей младших классов – это ещё одно направление профилактики межличностных конфликтов.
Поведение младших школьников в конфликтной ситуации
Особенность межличностного конфликта младших школьников в том, что он происходит в стенах школы и охватывает все стороны отношений между младшими школьниками и отличается высокой эмоциональностью.
Специалисты выделяют пять распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте:
- Соперничество, когда ребенок стремится настоять на своем и, во что бы то ни стало, достичь желаемого. При соперничестве идет открытое противоборство, и интересы товарища в расчет уже не идут. Инициатор конфликта действует целенаправленно, активно отстаивая свою позицию;
- Стратегия ухода при которой оба участника уклоняются от конфликтного столкновения. Данная стратегия малопродуктивна, но, вполне приемлема, если конфликт несущественный. Причина конфликта быстро забывается, а столкновения как будто и не было;
- Уступка предполагает, что один из участников конфликта идет на уступку, отказываясь от своих притязаний. Второй же достигает в этом случае нужного ему результата. Если ребенок не умеет отстаивать свои интересы, и вынужден приспосабливаться, то такая стратегия может быть очень вредной. Иногда бывает, что ребенок ради дружбы сознательно поступается своими интересами;
- Компромисс отличается двоякой направленностью – на сохранение отношений и на результат. Идя на взаимные уступки, оба ребенка не будут в проигрыше, но своих интересов в полной мере они не смогут достичь. Стратегия компромисса высокопродуктивная;
- Стратегия сотрудничества, при которой обе стороны конфликта стремятся к взаимному выигрышу. Они проявляют совместные активные действия, чтобы сохранить интересы конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения – это самая продуктивная стратегия.
Чтобы последствия конфликтов были минимальными, необходимо проводить их профилактику и создавать такие условия, чтобы все возникающие конфликты носили конструктивный характер.