Сущность понятия «этноцентризм»
Этноцентризм - это понятие в этнопсихологии, которое отражает тенденцию человека воспринимать других людей через призму своей этнической общности. Этноцентризм является механизмом социального мировосприятия.
Этноцентризм как свойство межэтнических отношений, с одной стороны, способствует сплочению и развитию этнической общности, формированию этнического самосознания и групповой принадлежности, но с другой - приводит к отделению от других общностей, отрицанию иных культурных ценностей, культурной самоизоляции, а также межэтническим конфликтам.
Сам термин введён в обиход в начале 20 века У. Самнером, который считал, что люди склонны оценивать других людей, исходя из стандартов своей группы, которую они располагают на вершине иерархии, а все остальные группы - ниже.
Автор термина считал, что этноцентризм проявляется в чувстве превосходства собственной этнической общности над другими общностями и приводит к завышенной оценке собственной этнической группы. Это в свою очередь определяет негативизм по отношению к другим общностям, что приводит к отчуждению и неприязни в межэтнических отношениях.
Интересно, что З. Фрейд определял этноцентризм как перенаправленное продолжение индивидуального нарциссизма, который приобретает групповые формы. Такой вид нарциссизма является отражением стремления этноса к самосохранению - происходит переориентирование агрессии из системы внутригрупповых отношений на систему межгрупповых (межэтнических) взаимоотношений.
Этноцентризм влияет на формирование стереотипов национального самосознания (автостереотипов), а также устойчивых представлений относительно других этнических сообществ (гетеростереотипы). При этом, в гетеростереотипах не всегда преобладает негативная оценка: межэтнические отношения могут носить толерантный характер при сохранении тенденции благоприятствовать собственной группе. Крайней формой развития этноцентризма является национализм.
Характеристики, предикторы и формы этноцентризма
У. Самнер полагал, что этноцентризм является универсальным и единственно возможным механизмом межэтнических взаимоотношений. Та культура, в которой мы находимся, задает нам когнитивную матрицу - культурную картину мира, которая естественно будет считаться для нас культурным стандартом.
Исследования в области этноцентризма выделяют следующие особенности, свойственные людям одной этнической общности:
- людям одной этнической общности свойственно считать: то, что происходит в их культуре - это естественно и нормально, а происходящее в других культурах – неественно;
- люди одной этнической общности склонны считать обычаи своей культуры универсальными: то, что хорошо для их культуры, то хорошо и для других;
- люди одной этнической общности имеют склонность считать ценности и нормы своей культуры безусловно верными;
- люди одной этнической общности имеют склонность группироваться и консолидироваться с представителями той же общности и проявлять враждебность, предвзятость и подозрительность к представителям другой общности;
- люди одной этнической общности склонны действовать так, чтобы представители своей культурной общности были в выигрыше;
- люди одной этнической общности имеют склонность гордиться своей культурой.
Исследователи считают, что формированию этноцентризма способствуют: ограниченность ресурсов, которая неизбежно вызывает стремление к борьбе за выживание, ожидание внешней угрозы со стороны иных этнических групп, стремление группы к сохранению или приобретению более высокого межэтнического статуса, защита коренным этносом своей исконной территории от мигрантов.
Этноцентризм многообразен по своим проявлениям в силу особенностей самой этнической общности, характера межэтнических взаимоотношений, социальных условий межэтнический отношений. Например, в условиях этнополитического конфликта этноцентризм имеет воинственный характер и проявляется в ненависти к другим этническим группам, навязывании им своих ценностей, делегитимизации (исключении враждебной группы из рода человеческого с помощью насилия и уничтожения).
Степень этноцентризма также зависит от широты и интенсивности общения членов данной группы с представителями иных этнических групп: если сфера общения ограничена, то возрастает риск универсализации традиций и обычаев, а если сфера общения широка, то этноцентрическая ограниченность снимается.
Основные направления профилактики этноцентризма
Первый шаг к преодолению этноцентризма - это осознание его начала внутри самого себя. Формируясь в какой-то одной культуре, этноцентрические установки проявляются в нас на бессознательном уровне, как заложенные с раннего детства. Поэтому важной задачей является осознание собственных этноцентрических ограничений и постепенное снятие их. Понимание того, что нет «правильных» или «неправильных» ценностей: есть ценности «мои» и ценности «других людей».
Кроме этого, преодолению этноцентризма сопутствует развитием гуманистического начала: важно научиться ценить то лучшее, что создано людьми в целом вне зависимости от того, какой национальной, этнической или религиозной принадлежности являются эти люди.
Для развития этнической толерантности важно развивать культурную образованность: знакомиться с культурой разных этносов, изучать ее особенности. Очень эффективным в этом является непосредственное общение с представителями разных этнических общностей. Поскольку формируясь только в одной культуре, мы воспринимаем ее как единственно возможную.
Сопутствующими формами профилактики является развитие навыков межкультурного взаимодействия с раннего детства, а особенно в подростковом возрасте, когда формирование идентичности имеет колоссальное значение; расширение кругозора относительно традиций и культур разных этнических общностей; объяснение истоков их происхождения и ценностей; развитие способности детей к пониманию или обоснованию тех или иных форм поведения; общее развитие эмоционального интеллекта, любознательности, навыков общения, способности выражения «сложных» эмоций (агрессии, раздражения).