Сущность понятия «идентичность»
Само понятие «идентичность» введено Э. Эриксоном, в рамках его эго-психологии оно означает целостность и тождественность человека самому себе. С точки зрения эпигенетической концепции Э. Эриксона, идентичность - это то, чего должен достичь человек, пройдя через все свои возрастные кризисы.
Наиболее яркий период, в котором актуализируется кризис идентичности - подростковый: это период, в который происходит перестройка по всем направлениям психосоциального развития: подросток формирует свою систему ценностей, осознает спутанность окружающих его социальных ролей, из которых он должен сделать сознательный выбор, определить свои профессиональные интересы и предпочтения, определить вектор своего профессионального развития.
Понятие идентичности очень многомерно, в психологии выделяют социальную идентичность, этническую, сексуальную, профессиональную идентичности.
Профессиональная идентичность - это понятие, разработанное Л. Б. Шнейдер, суть которого отражает осознание индивидом самого себя как субъекта определенной профессиональной деятельности и профессионального сообщества, субъективную оценку значимости членства в этом сообществе, ощущение своей профессиональной компетентности.
Это результат интеграции процесса профессионального самоопределения, а также индивидуального развития.
В работах отечественных авторов профессиональная идентичность рассматривается под разными углами:
- как показатель профессионального развития,
- как профессиональный образ «Я»,
- как компонент профессионального самосознания,
- как компонент личной идентичности,
- как вид социальной идентичности.
Так или иначе, отечественные исследователи профессиональной идентичности рассматривают данное понятие в двух основных направлениях: профессиональная идентичность как результат профессионального развития и самоопределения; и профессиональная идентичность как свойство личности, выражающееся в единстве когнитивных, мотивационных и ценностных установок личности.
Базовыми компонентами профессиональной идентичности, таким образом, являются: отождествление себя с определенным делом и соотнесение себя с определенным профессиональным сообществом.
Кроме этого, структурными компонентами являются смыслы трудовой деятельности, субъективные ценности, а также наличие профессиональных образов трудовой деятельности. Показателями профессиональной идентичности являются следующие моменты: стремление к профессиональному общению, решению сложных практических задач, творческом подходе к решению задач, а также передаче собственного опыта.
Профессиональная идентичность – это часть структуры самосознания, которая позволяет человеку выстраивать образ самого себя как субъекта профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем.
Формирования и развитие профессиональной идентичности
Л. Б. Шнейдер отмечает, что формирование профессиональной идентичности происходит в результате процесса профессионального обучения и самостоятельной практики, и окончательно оформляется к 30-35 годам (особенно в высоко специализированных профессиях). Однако профессиональная идентичность поддается трансформации, если изменяется образ «Я» личности относительно реализуемой деятельности, или сама деятельность.
В формировании идентичности выявляют внешние и внутренние детерминанты.
К внешним источникам относятся стандартизированные государством способы профессионального образования, профессиональные пути развития карьеры, общие системы профессиональных ценностей, смыслов и норм
К внутренним источникам относятся индивидуальный эмоциональный фон, сопровождающий процесс получения профессиональных знаний, реализацию конкретной деятельности, возникающие в связи с этим эмоции, представления о себе как о профессионале
Основные этапы формирования трудовой деятельности Л. Б. Шнейдер определяет следующим образом:
- допрофессиональный уровень: детские представления, ассоциации, образы, фантазии (хочу быть доктором, хочу быть водителем),
- предпрофессиональный: уровень начального профессионального самоопределения (старшие классы школы, появление первых профессиональных интересов),
- осведомительный: уровень получения профессиональных знаний в специализированном месте обучения (ВУЗы, колледжи).
- профессиональный: уровень начальной реализации профессиональной деятельности.
К. А. Абульханова-Славская отмечает, что формирование профессиональной идентичности происходит в рамках жизненного пути личности и обусловливается особенностями самовыражения в профессии. Самовыражение реализуется через развитие личностных качеств и способностей человека, оно основано на способностях планировать собственную жизнь и реализовывать эти планы творчески.
Наиболее известной типологией профессиональной идентичности является классификация Дж. Марсиа, который строит ее на основании двух параметров: состояние кризиса идентичности (поиск идентичности) и степень усвоения ценностей, норм и убеждений этой идентичности:
- преждевременная идентичность: человек не находится в поиске идентичности (кризисе), однако определенные нормы, ценности и убеждения он уже усвоил,
- диффузная идентичность: человек не находится в кризисе, а также не выработал определенных норм и ценностей,
- мораторий: человек находится в кризисе, выбирает из множества вариантов свой, но ценности и нормы еще не сформированы,
- достигнутая идентичность: человек уже прошел кризис и сформировал свои ценности и убеждения.
Личностные характеристики профессиональной идентичности
Исследование личностных характеристик, влияющих на формирование профессиональной идентичности, в отечественном пространстве строится на основе субъектно-деятельностного подхода, в рамках которого важную роль приобретает «активность» личности.
Активность - это многомерная категория, состоящая из притязаний, способностей, намерений, направленности и интересов.
По мнению многих авторов, профессиональная идентичность в своем развитии довольно сильно определяется притязаниями личности, которые определяют некоторый масштаб активности, строящийся на представлениях о внешних и внутренних возможностях личности. Притязания личности отражают систему потребностей и мотивов личности, определяя масштаб, в котором они могут быть реализованы.
Еще одной важной личностной характеристикой является самооценка: во многих исследованиях профессиональная идентичность определяется как отношение к себе как будущему профессионалу, то есть выражение профессиональной самооценки. В основе этого лежит механизм проецирования реальной профессиональной Я-концепции на идеальную с последующей перестройкой первой. Таким образом, близость схождения реальной и идеальной концепции и является основанием для формирования профессиональной идентичности.
Не менее важным аспектом формирования профессиональной идентичности является ценностно-смысловая идентификация личности: усвоение системы ценностей и норм того профессионального сообщества, с которым себя отождествляет личность. Этот процесс происходит следующим образом: ценностно-смысловая система субъекта накладывается на представления субъекта о ценностно-смысловой системе того сообщества, в которое стремится личность. Уровень этого сопоставления и отражает уровень сформированности идентичности.
И конечно же не менее значимым аспектом является ответственность как важный компонент структуры личности, позволяющий ей реализовывать конкретные действия, принимать решения в рамках своей профессиональной деятельности. Это важный параметр, способствующий реализации самостоятельности личности, которая ведет к формированию готовности осуществлять профессиональную деятельность.