Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Процедурная память в пихологии

Понятие «процедурная память»

Определение 1

Процедурная память – это один из трех видов долговременной памяти, её низшая форма, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями.

Процедурная память не связана с представлениями, она, игнорируя содержание, обеспечивает способ выполнения действия.

Приобретая тот или иной навык, человек может восстановить его довольно быстро даже в том случае, если в течение длительного времени этим навыком не пользовался.

Процедурная память. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Процедурная память. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Процедурная память является совокупностью имплицитной и долговременной памяти, которые улучшают производительность отдельных типов задач без учета предыдущего опыта.

Процедурная память чаще всего находится ниже уровня сознания, а при необходимости процедурные воспоминания будут автоматически извлекаться из её глубин и использоваться для выполнения каких-либо комплексных процедур.

Поскольку процедурные воспоминания доступны, то их использование происходит без участия сознательного контроля и внимания.

Формирование процедурной памяти происходит посредством процедурного обучения при многократном повторении сложной деятельности.

Любой двигательный навык или познавательная деятельность развиваются благодаря неявному процедурному обучению. Формированием двигательного навыка интересовались бихевиористы, решая эту проблему, они построили кривую научения, на которой отражался ход формирования сложного двигательного навыка.

Эффективность на первом этапе выполнения движения небольшая – это «начальная площадка навыка». Затем эффективность резко возрастает, испытуемый достигает фазы, когда движения выполняются стабильно и развитие останавливается – это «плато навыка». Постороннему наблюдателю может показаться, что испытуемый никак не стремится совершенствовать свой навык, но, через какое-то время снова происходит резкий скачок.

«Процедурная память в пихологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Период, когда кажется, что никакого видимого прогресса нет, заинтересовал ученых, и они пришли к выводу, что во время «плато навыка» происходит автоматизация навыков элементарного порядка. При достижении максимального развития весь способ выполнения движения начинает перестраиваться, происходит изменение «размера единицы действия».

Важным является и вопрос о пределе совершенствования навыка, возможно ли улучшать его качество до бесконечности или есть какой-то «физиологический предел»? Исследования, проведенные Е. Кроссманом, среди рабочих сигарной фабрики, например, показали, что навык продолжал улучшаться даже после 10 лет работы, правда, шло приближение к постоянному значению.

Над решением этого вопроса работал и Н.А. Бернштейн, в его интерпретации навыка лежит умение решать двигательную задачу. Он показал, что освоение нового навыка кроется в специфических ощущениях движения. Возникающие ощущения можно только пережить, скопировать их невозможно. Адекватные ощущения, обеспечивающие эффективное и комфортное выполнение движения, предотвращают сбои в его выполнении. Человек, нащупавший подходящие ощущения движения, постигает это умение сразу и навсегда, т.е. происходит своеобразное «озарение».

Расстройства процедурной памяти

Базой процедурной памяти является способность осваивать какую-либо процедуру после её повторения – процедура включает определенную моторную программу, которая соотносится с выполнением перцептуального задания.

В качестве примера процедурной памяти можно упомянуть тест простой реакции. Суть его состоит в том, что испытуемый должен освоить процесс быстрого нажатия одной из 4-х кнопок, в момент загорания над ней лампочки. Время реакции нажатия кнопки уменьшалось у нормальных пациентов и у пациентов с амнезией. После повторения последовательности действий улучшалась аккуратность их выполнения, причем, в несколько раз.

Данный тест является сенсомоторным, задания теста основаны на навыке способности формировать моторные программы, связанные с сенсорной, визуальной информацией в ходе выполнения действий и их изучения.

Расстройства, возникающие в освоении таких действий, являются результатом повреждений полосатого тела, например, при болезни Паркинсона.

Причиной нарушения выполнения этого теста могли стать:

  • повреждения высокоорганизованных корковых визуальных и моторных структур модульной памяти, например, теменной и лобной долей;
  • нарушения заданий процедурной памяти могут возникать из недостаточности возможностей формировать и использовать новый прототип в хранилище визуальной памяти;
  • из-за недостаточности возможностей хранения нового словаря действий, а также первого и второго взаимодействия.

Задания, связанные с формированием и использованием нового прототипа требуют сохраненной ориентации в пространстве, а она может быть нарушена при теменных или лобных повреждениях.

Ухудшение возможностей хранения нового словаря действий в результате повреждения лобных долей и глубоких подкорковых структур моторных программ описал Лурия в исследовании «Кинетическая мелодия» – где основой являются тесты «кулак-ребро-кисть», «кулак-кольцо».

Значительные исследования проводились по поводу нарушений сенсомоторной связи по выработке условного рефлекса, но, разделение проводимости нарушений остается трудным и даже иллюзорным.

Школы Павлова и Бехтерева стали отечественной основой исследований процедурной памяти. Исходили эти исследования из концепции создания условных рефлексов, которые состоят из моторных ответов на простые стимулы и их последовательности. Пациентами этих исследований были люди с ограниченными корковыми повреждениями на фоне инсультов или опухолей. Для формирования правильного ответа и стабильности условных рефлексов количество экспериментов строго соблюдалось, но скорость реакций не измерялась. Для ответа «да» испытуемые должны были нажать копку, при отрицательном ответе кнопка не нажималась. Правильность ответов подтверждалась словом проверяющего. При успешности испытаний испытуемый должен был устно описать связь.

Расстройство слуховой процедурной памяти с разной локализацией мозговых повреждений проверялось с помощью слуховых сигналов базового тона на 200 Гц – кнопка должна нажиматься испытуемым и тона в 300 Гц без нажатия кнопки.

Суть теста заключалась в запоминании слуховой памятью высоты тона подачи. Результаты, необходимые для изучения и безошибочного выполнения теста, измерялись количеством испытаний.

Процедурная память и мозжечок

Мозжечок является многофункциональной структурой мозга, среди которых сохранение равновесия, поддержание позы, регуляция и перераспределение мышечного тонуса, координация произвольных движений.

Исследования показали, что мозжечок способен вместе с корой одновременно формировать все виды классических условных рефлексов.

Ученые предполагают, что точность выполнения движения во времени контролируется мозжечком, потому что именно он имеет способность блокировать любую двигательную реакцию в любой момент времени или, наоборот, давать ей возможность реализоваться.

Плохое выполнение точных движений происходит при поражении мозжечка и сочетается с дефектом в когнитивной сфере – происходит нарушение последовательности и согласованное исполнение когнитивных операций, а в результате страдает генерация идей, формулирование гипотез. Таким образом, в результате нарушения функций мозжечка, возникают двигательная и когнитивная дисметрия.

Фронтальная кора и таламус вместе с мозжечком представляют собой единую работающую систему и активируются одновременно, причина заключается в том, что функция префронтальной коры, задающая программу действий, дополняется функцией мозжечка, а он контролирует её точное выполнение во времени.

Специалисты считают, что дезорганизованное мышление шизофреников связано с дисфункцией циркуляции процессов в системе префронтальная кора-таламус-мозжечок, а не только с нарушением рабочей памяти.

Дата последнего обновления статьи: 18.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot